Жизнь увлеченных своей любимой работой людей порой не имеет будней и выходных – это каждый день поиск, изучение и открытия. Посещение официальной резиденции Президента Российской Федерации принесло сотрудникам Лыткаринского музея интересную информацию по изучаемой ими эпохе правления императора Николая I – современника светлейшего князя А.И. Чернышева.
Победа России в Отечественной войне 1812 года и начало строительства в честь этого храма Христа Спасителя на набережной Москвы–реки обратили внимание архитекторов на Кремлевский дворец. Укрупненный масштаб строящегося неподалеку от Кремля храма поставил вопрос о возведении нового здания, символизирующего обновление образа Москвы, возрождение её столичных функций, освященных многовековой традицией. Было решено построить дворец, архитектура которого компенсировала бы высоту нового храма, но органично связывалась и с древними постройками Кремля.
Разработку проекта Николай I поручил архитектору Константину Тону, автору проекта храма Христа Спасителя. Новый дворец, по мнению императора, должен был стилистически развивать композицию древнего кремлёвского Теремного дворца. Общее руководство строительными работами было поручено исполнительному камергеру Льву Боде. В строительстве были задействованы многие архитекторы: Петр Герасимов, Николай Шохин, Федор (Фридрих) Рихтер, Николай Чичагов, Иосиф Каминский. Главным художником был крупнейший русский специалист по художественной археологииФедор Солнцев.
Освящение готового дворца состоялось с большой пышностью на Пасху 1849 года. Император Николай I лично проинспектировал ансамбль и остался очень доволен. Он пожелал украсить стены в Георгиевском зале мраморными досками с именами всех полков, имеющих георгиевские знамена. «Появление Георгиевского зала в Большом Кремлевском дворце, таким образом, превратило императорскую резиденцию еще и в памятник ратным подвигам русского оружия»– подчеркивает историк Сергей Девятов. Эта традиция была продолжена, и до сегодняшнего дня на стены зала наносятся фамилии награжденных Георгиевским орденом.
Александр Иванович Чернышев был награжден орденом Святого Георгия и упомянут в списках кавалеров ордена дважды: в 1806 и 1813 годах. Учитывая, что Чернышев входил в свиту императора и являлся главным лицом в государстве (после императора) – Председателем Государственного Совета Российской империи, то он, безусловно, бывал в Кремлевском дворце. Кстати полюбоваться на парадные залы дворца могли все желающие, так повелел Николай I, который посчитал, что люди имеют право видеть красоту и великолепие парадных залов, да и царская семья жила во дворце не часто. Для прохода во дворец нужно было только опрятно одеться и прилично себя вести.
В заключение следует отметить, что ансамбль Большого Кремлёвского дворца таким, каким можно увидеть его в наши дни, окончательно сформировался только в 1851 году. Именно в то время были возведены Апартаменты дворца и Оружейная Палата, которые были соединены со всем комплексом при помощи воздушного перехода. Кроме Георгиевского зала во дворце есть ещё Владимирский, Андреевский, Екатерининский и Александровский залы. Названия всем залам даны согласно существующим орденам Российской империи. Сегодня все залы задействованы для приёмов на высшем уровне.