В конце января в Москве состоялись XXIII Международные Рождественские образовательные чтения. В рамках этого представительного форума была проведена Всероссийская конференция по Истоковедению «Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы «Социокультурные истоки». Участниками конференции были руководители региональных структур образования, ученые, педагоги, представители духовенства.
Многие участники конференции в своих выступлениях отмечали, что в настоящее время в отечественной системе образования задачи духовно-нравственного и историко-патриотического воспитания молодежи вновь утверждаются как приоритетные направления. Это особенно актуально сегодня, когда целенаправленно происходит подмена нравственных ориентиров у молодежи. Зарубежными средствами массовой информации им навязываются западные модели мировоззрения и поведения.
Выходом из создавшейся ситуации могут служить культурные и образовательные молодежные программы, одной из которых является программа «Социокультурные истоки». Это апробированная образовательно-воспитательная и дидактическая система, призванная сформировать личность на основе духовно-нравственных и культурных российских ценностей. Программа успешно развивается в течение 20 лет, что бесспорно является показателем её эффективности. Программа была рассмотрена на заседании Комитета Государственной Думы по образованию и науке и получила поддержку. Анализ истоковских учебно-методических материалов показал, что программа «Социокультурные истоки» полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Как отметил в своем выступлении на конференции по Истоковедению руководитель программы «Социокультурные истоки» профессор РАЕН И.А. Кузьмин, методология программы позволяет выйти за рамки образовательного курса и стать целостной системой воспитания молодого поколения, где основной задачей является служение своему Отечеству. Образовательное учреждение рассматривается здесь как социальный институт, в котором на партнёрских отношениях в процессе воспитания детей участвуют педагоги и родители.
Программа активно реализуется в 59 субъектах Российской Федерации и за рубежом. В настоящее время в Подмосковье началась работа по созданию межрегиональных методических центров по реализации программы «Социокультурные истоки». Первый такой центр был создан в Мытищах. Осенью прошлого года были проведены несколько вебинаров, в работе которых приняли участие педагоги-истоковцы из различных регионов России.
В ходе работы Всероссийской конференции по Истоковедению был отмечен опыт развития программы «Социокультурные истоки» в подмосковном городе Лыткарино, где к реализации программы подключились не только учреждения образования (школы, гимназии, детские сады, Дом детского творчества), но и учреждения культуры (Лыткаринский историко-краеведческий музей, городские библиотеки, музыкальная школа). Как показал опыт, лыткаринская модель развития программы была успешно апробирована в других регионах России.
На заключительном заседании конференции лыткаринской делегацией был представлен двухтомник книги «Лыткарино в зеркале истории». Авторский коллектив в этой книге стремился рассказать современникам историю преобразования небольшого сельца XV века в современный промышленный город. Книга предназначена для широкого круга читателей и может быть использована в качестве пособия при изучении истории, экономики и географии Подмосковья, курса программы «Социокультурные истоки».