Победе – 80 лет!

Дорогие читатели, мы продолжаем цикл публикаций «Победе – 80 лет!», посвященный юбилею Победы нашей страны в Великой Отечественной войне.

Сегодня расскажем о том, как работал в годы войны Армопенобетонный завод, выпускавший до войны строительные материалы и расположенный на въезде в город.

Осенью 1941 года, когда началась массовая эвакуация оборонных предприятий вглубь страны, Армопенобетонный завод в поселке Лыткарино также прекратил свою  работу. Часть рабочих была призвана в армию. Директор завода, ряд инженерно-технических работников и служащих отбыли в восточные районы  страны.

Оставшийся технический персонал завода – начальник стройучастка  В.В. Леонов, механик К.Г. Штандель, мастера Д.Т. Коровкин, С.Д. Щербаков  и К.П. Горюнов  – обратились в Строительное управление обороны города Москвы и Люберецкий горком партии с предложением организовать на базе Армопенобетонного завода участок по изготовлению железобетонных деталей для оборонительных сооружений.

Предложение было обосновано наличием рабочей силы в поселке Лыткарино и большого количества материалов (цемента, гравия, песка, арматурного железа) для изготовления железобетонных изделий. Кроме того, имелось недемонтированное  строительное оборудование, два мощных автоклава высокого давления, котельная с запасом топлива и здание с центральным отоплением, пригодное для изготовления железобетона в суровую зиму 1941 года.

Предложение было немедленно принято. После краткого обследования возможностей участка Строительным управлением обороны были выданы заказы и чертежи на изготовление следующих изделий: железобетонных колпаков для пулеметных гнезд; железобетонных блоков и балок для артиллерийских ДОТов; железных надолбов, «ежей», «колючек» для непроходимости автотранспорта по дорогам; строительных скоб для саперных работ; рам для наземных артиллерийских установок типа «Катюша».

На организацию работ ушло не более семи дней. Для изготовления «ежей» брался металл (балки, швеллера и крупные уголки) со склада бывшего Стройуправления и старые железнодорожные рельсы. На изготовление  «колючек» и строительных скоб шел металл из отходов, оставшихся после изготовления арматуры для железобетона.

К Армопенобетонному заводу был прикреплен военный представитель (военпред) с Люберецкого завода им. Ухтомского, который 2-3 раза в неделю приезжал для приемки готовой продукции. «Ежи» и «надолбы»  увозились на автомашинах почти каждый день и ставились на северной окраине Москвы. Строительные скобы брались по мере накопления их на полную автомашину военпредами из саперных частей. Сотрудники завода не только осваивали производство военных изделий, но и помогали монтировать их на местах. Так бригада рабочих 40-50 человек вела установку колпаков и ДОТов в районе Химок и Немчиновки.

В период с октября 1941 года по 1943 год было изготовлено и отправлено фронту около 1000 штук  железобетонных колпаков и около 200 комплектов железобетонных блоков для ДОТов.

Труд работников завода помогал приближать Победу. Невозможно переоценить вклад  Армопенобетонного завода в общее дело.

 

Оставить комментарий