Дорогие друзья!
16 января 2025 года нашему Лыткаринскому историко-краеведческому музею исполняется 49 лет. Этот День рождения – праздник, прежде всего, для горожан – людей, которые своим трудом, своими успехами и жизненными историями составляли летопись нашего города, для тех, кто неравнодушен к подвигам предков, кто чтит достижения людей, любящих свою малую Родину. Но это еще и особенный день для сотрудников самого Лыткаринского музея, которые собирают, систематизируют историческую информацию, трудятся в архивах, работают с посетителями, воссоздают то, что было утрачено, живут целью – сохранить прошлое для преумножения будущего, для того, чтобы следующие поколения знали свои корни, учились на примерах предков. И жители города Лыткарино являются нашими главными помощниками в деле сохранения исторического наследия.
В преддверии Дня рождения музея предлагаем вниманию наших читателей серию публикаций «О музее и музейщиках».
Человек, пришедший в музей на экскурсию, живет ожиданием чего-то нового, необыкновенного. С порога он окунается в праздничную атмосферу. Красивые люстры, драпировки на окнах, картины…
Экскурсоводы. Девушки-экскурсоводы легко и непринужденно ведут группу гостей по залам музея, увлеченно рассказывая им об истории наших мест. Внимательные посетители следуют за ними, завороженно осматривая экспонаты и думая: «Неужели у нас в городе такой музей? Это у нас такая богатая история?» Но вот экскурсия закончилась. Все улыбаются друг другу на прощанье, как добрые друзья. Книга предложений пополняется еще одной восторженной записью о проведенной экскурсии. Посетители счастливые расходятся по домам.
И никто из них не знает, как в своем рабочем кабинете молоденькая девушка-экскурсовод устало снимает туфельки на высоком каблучке и садится за свой рабочий стол. Она устала. Ей надо отдохнуть, помолчать, проанализировать, все ли было сделано и сказано правильно, доступно и интересно для слушателей. Ведь от ее встречи с ними во многом зависит, захотят ли они вернуться в музей вновь.
Как создаются выставки? Научный совет музея (директор, научные сотрудники, хранители фондов, художник, библиотекарь) вносят свои предложения о новых выставках на общее обсуждение. Выбирается наиболее познавательная и интересная тема, и начинается работа над ней.
Научным сотрудникам надо познакомиться с большим количеством материалов по выбранной теме, и тогда им на помощь приходят коллеги – сотрудники музейного архива и библиотекарь. Недостающие материалы ищутся в московских и областных архивах, библиотеках, изучаются статьи в Интернете.
Весь собранный и проанализированный материал ложится в основу концепции выставки. Но это еще не все! Необходимо подобрать видовой ряд выставки. Это работа наших хранителей фондов. По картотекам и Электронному каталогу они отбирают и согласовывают с научными сотрудниками список экспонатов для будущей выставки. На каждый из них, при передаче из фондов на выставку, заполняется пакет документов. Изучается внешний вид экспоната. Если предмет требует реставрации, то он передается в надежные руки специалистов – музейного художника или реставраторов-профессионалов.
При поиске недостающих для выставки экспонатов нам часто помогают наши родственники, друзья и просто жители города. Они охотно передают в музей на временное пользование семейные фотографии, предметы домашней утвари, старинную одежду своих бабушек и дедушек. Если все-таки каких-то экспонатов для выставки не хватает, мы сами делаем их копии: рисуем, шьем, пилим, строгаем.
Художник. И только после этого начинается оформление выставки – процесс длительный и кропотливый. Каждый экспонат должен встать на свое место, и не просто украсить выставку, а своим присутствием помочь раскрыть ее основное содержание. И здесь неоценима работа музейного художника. От его профессионализма, вкуса и мастерства во многом зависит будущая выставка.
Самой важной работой при подготовке новой выставки является составление текста будущей экскурсии. Научный сотрудник и экскурсовод по подготовленной экспозиции составляют текст экскурсии в нескольких вариантах: для детской (разновозрастной) аудитории и взрослых.
Важно не только подготовить новую выставку, но и прорекламировать ее. И здесь нам тоже помогает художник. Яркая красочная реклама должна раскрыть содержание новой выставки и привлечь внимание будущих посетителей.
Первыми, пожалуй, самыми строгими посетителями выставки становимся мы сами – сотрудники музея. Двери выставочных залов для гостей еще закрыты, и нам сдает «экзамен» экскурсовод. Это итог нашей общей работы, и оценка, которую поставят будущие посетители выставки, будет нашей общей оценкой.
Открытие каждой новой выставки – это наш маленький праздник. С этого дня выставка начинает жить своей самостоятельной жизнью. А мы возвращаемся к своей ежедневной работе.
Научные сотрудники. Что для них ежедневная работа? Мы говорили о большой выставочной работе, в которой они принимают участие. Но это лишь один аспект их деятельности. Основное направление – образовательное. Научный сотрудник должен уметь работать с детской и юношеской аудиторией. Он должен суметь донести до них в различной форме (мультимедийной, лекционной, мастер-класса и др.) информацию по истории и культуре Государства Российского в помощь школьной программе.
Научные сотрудники музейного Планетария разработали линейку образовательных программ по астрономии, космонавтике и оптике, направленных на профессиональную ориентацию школьников.
Для осуществления всех этих задач научным сотрудникам необходимо не только изначально иметь хорошее образование, но и постоянно совершенствоваться в своей профессии, обучаясь на курсах повышения квалификации, посещая профильные семинары.
Научные сотрудники обязаны уметь работать с источниками на бумажных и электронных носителях. Они должны хорошо ориентироваться в различных исторических периодах, углубленно изучая материалы по истории края.
Итогом их работы являются публикации на музейном сайте, статьи в газетах и журналах, методические разработки экскурсий, мультимедийных и интерактивных программ. Особой формой представления их научных разработок являются доклады на конференциях.