РЕЗОЛЮЦИЯ II Всероссийского Омского краеведческого форума

Закончена работа по подведению итогов II Всероссийского краеведческого форума, который собрал в Омске в конце октября 2024 года  более 250 участников из трех десятков российских городов. Главные выводы общей работы опубликованы в Резолюции форума.

Участники форума констатировали, что в последнее время в условиях глобальных трансформаций, которые оказывают деструктивное  воздействие на  жизнедеятельность  локальных  социумов,  все  большее  значение  приобретает  историческое  просвещение – «регулируемая  государством  деятельность  по  распространению  в  обществе  достоверных  и  научно  обоснованных исторических  знаний  в  целях  формирования  научного  понимания  прошлого и  настоящего  России,  являющегося  одной  из  основ  общероссийской  гражданской  идентичности  и  коллективной  исторической  памяти».  Именно  этому  посвящен  Указ  Президента  Российской  Федерации  от  08.05.2024 г.  №  314 «Об  утверждении  Основ  государственной  политики Российской  Федерации в области  исторического просвещения», в котором особо подчеркивается необходимость поддержки исторического краеведения.

Центральное  место  в  сфере  государственного  краеведения  по  праву принадлежит  региональным  и  муниципальным  музеям  вне  зависимости  от того,  как  они  называются,  так  как  объектом  их  деятельности  является  документация  и  презентация  исторического,  природного  и  культурного  развития определенных локальных территорий или географических регионов. Учитывая это, участники форума пришли к единодушному мнению, что комплекс наиболее  важных  и  актуальных  задач,  стоящих  перед  современными  краеведческими музеями, выглядит следующим образом:

1)  воспитание  конструктивного  патриотизма,  формирование региональной  и  национальной  идентичности  граждан  на  основе  научных краеведческих знаний;

2)  обеспечение  возможности  использования  широкого  ассортимента музейных услуг в историческом образовании;

3)  широкое представление научных историко-краеведческих знаний в публичном пространстве, противодействие мифологизации и  фальсификации истории;

4)  активное участие в развитии внутреннего туризма, повышении туристической привлекательности регионов.

Для организации планомерной патриотической и краеведческой работы, способной консолидировать наше общество, Форумом приняты предложения для всех структур, которые могут повлиять на организацию данной деятельности.

Рекомендации федеральным органам власти и управления Министерству  культуры  РФ:

–  пересмотреть  систему  оценки  эффективности  деятельности  краеведческих  музеев,  включив  в  нее  не  только  количественные  показатели  (число посетителей, количество выставок, музейных предметов), но и качественные показатели (оценку экспертного сообщества);

–  внести в государственные и муниципальные задания краеведческих музеев услуги и  работы,  отражающие  весь  спектр  основных  видов  уставной  деятельности (прежде всего научно-исследовательскую и издательскую деятельность);

–  рассмотреть  вопрос  расширения  штата  музеев  с  учетом  объема  музейного фонда для осуществления научно-исследовательской и  культурно-просветительской деятельности на должном уровне;

– создать  на  базе  Государственного  исторического  музея  единый  федеральный  научно-методический  краеведческий  центр  с  целью  совершенствования механизмов управления в области исторического просвещения.

Министерству науки и высшего образования РФ:

–  создать  отечественную  систему  мониторинга  публикаций  в  сфере

социально-гуманитарных  наук,  основой  которой  должны  стать  независимые от зарубежных рейтингов отечественные показатели;

– вернуть в университетскую программу обучения предмет «Историческое краеведение».

Министерству  образования  РФ:

–  включить  посещение  региональных  краеведческих  музеев (государственных и муниципальных)  в  критерий рейтингования школ;

– рассмотреть возможность проведения краеведческих уроков в музеях  (в том числе по «Пушкинской карте»);

– включить в тематику занятий «Разговоры о важном» вопросы по истории и культуре регионов.

Межведомственной  комиссии  по  историческому  просвещению  при

Президенте РФ:

–  обратить  особое  внимание  на  деятельность  краеведческих  музеев

как важнейших субъектов исторического просвещения; способствовать развитию в них научно-исследовательской деятельности;

–  рассмотреть  вопрос  о  расширении  преподавания  исторического  краеведения в средней школе (продлить цикл  до 9 класса, увеличить количество часов, изменить рекомендательный характер на обязательный);

– разработать  нормативные  документы  для  Министерства  образования по проведению краеведческих уроков в музеях (в том числе,  по «Пушкинской карте»). 

Рекомендации  региональным  органам  власти  и  управления Полномочным представителям Президента в  Федеральных округах РФ,

главам субъектов РФ:

–  организовать  научно-методические  краеведческие  центры  в  своих

регионах с целью усиления и расширения работы по историческому просвещению. 

Рекомендации научному, музейному сообществам и общественным организациям:

–  продолжить  научную  работу  по  исследованию  истории,  культуры, сохранению исторической памяти;

–  с  целью  координации  исследовательской,  методической  и  массовой просветительской  деятельности  в  области  краеведения  проработать  вопрос о создании секции краеведческих музеев при Союзе музеев России и обратиться за поддержкой к Президенту Союза музеев России М.Б. Пиотровскому;

–  организовывать  краеведческие  научные  конференции  для  школьников и студентов с целью  вовлечения молодежи в краеведческие исследования;

–  осуществлять  подготовку  массовых  серийных  изданий  краеведческого характера (в т.ч. по археологии, этнографии, истории региона);

–  привлекать профессиональное научное сообщество к участию в написании и экспертизе популярных изданий о крае;

– музеям-участникам Межрегионального инновационного проекта «Музей и  краеведение»  продолжить  издание  сборника  научных  трудов,  посвятив следующий выпуск истории краеведческих музеев. 

Музеям  РФ:

–  организовать научно-исследовательские отделы для подготовки и издания  краеведческих  материалов  для  использования  в  музейной  деятельности и в учебном процессе;

–  оказывать  содействие  в  подготовке  учебников  региональной  истории и  книг  для  семейного  чтения,  которые  обладают  большими  перспективами для популяризации историко-краеведческих знаний.

Оставить комментарий