Закончена работа по подведению итогов II Всероссийского краеведческого форума, который собрал в Омске в конце октября 2024 года более 250 участников из трех десятков российских городов. Главные выводы общей работы опубликованы в Резолюции форума.
Участники форума констатировали, что в последнее время в условиях глобальных трансформаций, которые оказывают деструктивное воздействие на жизнедеятельность локальных социумов, все большее значение приобретает историческое просвещение – «регулируемая государством деятельность по распространению в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний в целях формирования научного понимания прошлого и настоящего России, являющегося одной из основ общероссийской гражданской идентичности и коллективной исторической памяти». Именно этому посвящен Указ Президента Российской Федерации от 08.05.2024 г. № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения», в котором особо подчеркивается необходимость поддержки исторического краеведения.
Центральное место в сфере государственного краеведения по праву принадлежит региональным и муниципальным музеям вне зависимости от того, как они называются, так как объектом их деятельности является документация и презентация исторического, природного и культурного развития определенных локальных территорий или географических регионов. Учитывая это, участники форума пришли к единодушному мнению, что комплекс наиболее важных и актуальных задач, стоящих перед современными краеведческими музеями, выглядит следующим образом:
1) воспитание конструктивного патриотизма, формирование региональной и национальной идентичности граждан на основе научных краеведческих знаний;
2) обеспечение возможности использования широкого ассортимента музейных услуг в историческом образовании;
3) широкое представление научных историко-краеведческих знаний в публичном пространстве, противодействие мифологизации и фальсификации истории;
4) активное участие в развитии внутреннего туризма, повышении туристической привлекательности регионов.
Для организации планомерной патриотической и краеведческой работы, способной консолидировать наше общество, Форумом приняты предложения для всех структур, которые могут повлиять на организацию данной деятельности.
Рекомендации федеральным органам власти и управления Министерству культуры РФ:
– пересмотреть систему оценки эффективности деятельности краеведческих музеев, включив в нее не только количественные показатели (число посетителей, количество выставок, музейных предметов), но и качественные показатели (оценку экспертного сообщества);
– внести в государственные и муниципальные задания краеведческих музеев услуги и работы, отражающие весь спектр основных видов уставной деятельности (прежде всего научно-исследовательскую и издательскую деятельность);
– рассмотреть вопрос расширения штата музеев с учетом объема музейного фонда для осуществления научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности на должном уровне;
– создать на базе Государственного исторического музея единый федеральный научно-методический краеведческий центр с целью совершенствования механизмов управления в области исторического просвещения.
Министерству науки и высшего образования РФ:
– создать отечественную систему мониторинга публикаций в сфере
социально-гуманитарных наук, основой которой должны стать независимые от зарубежных рейтингов отечественные показатели;
– вернуть в университетскую программу обучения предмет «Историческое краеведение».
Министерству образования РФ:
– включить посещение региональных краеведческих музеев (государственных и муниципальных) в критерий рейтингования школ;
– рассмотреть возможность проведения краеведческих уроков в музеях (в том числе по «Пушкинской карте»);
– включить в тематику занятий «Разговоры о важном» вопросы по истории и культуре регионов.
Межведомственной комиссии по историческому просвещению при
Президенте РФ:
– обратить особое внимание на деятельность краеведческих музеев
как важнейших субъектов исторического просвещения; способствовать развитию в них научно-исследовательской деятельности;
– рассмотреть вопрос о расширении преподавания исторического краеведения в средней школе (продлить цикл до 9 класса, увеличить количество часов, изменить рекомендательный характер на обязательный);
– разработать нормативные документы для Министерства образования по проведению краеведческих уроков в музеях (в том числе, по «Пушкинской карте»).
Рекомендации региональным органам власти и управления Полномочным представителям Президента в Федеральных округах РФ,
главам субъектов РФ:
– организовать научно-методические краеведческие центры в своих
регионах с целью усиления и расширения работы по историческому просвещению.
Рекомендации научному, музейному сообществам и общественным организациям:
– продолжить научную работу по исследованию истории, культуры, сохранению исторической памяти;
– с целью координации исследовательской, методической и массовой просветительской деятельности в области краеведения проработать вопрос о создании секции краеведческих музеев при Союзе музеев России и обратиться за поддержкой к Президенту Союза музеев России М.Б. Пиотровскому;
– организовывать краеведческие научные конференции для школьников и студентов с целью вовлечения молодежи в краеведческие исследования;
– осуществлять подготовку массовых серийных изданий краеведческого характера (в т.ч. по археологии, этнографии, истории региона);
– привлекать профессиональное научное сообщество к участию в написании и экспертизе популярных изданий о крае;
– музеям-участникам Межрегионального инновационного проекта «Музей и краеведение» продолжить издание сборника научных трудов, посвятив следующий выпуск истории краеведческих музеев.
Музеям РФ:
– организовать научно-исследовательские отделы для подготовки и издания краеведческих материалов для использования в музейной деятельности и в учебном процессе;
– оказывать содействие в подготовке учебников региональной истории и книг для семейного чтения, которые обладают большими перспективами для популяризации историко-краеведческих знаний.