Лыткаринский историко-краеведческий музей приобрел для своих фондов интересный и редкий предмет – комплект гравюр под названием «Le bon ganre» – «Изящный стиль», которые иллюстрируют моду, мебель и жизнь Парижа конца XVIII – начала XIX веков.
В это время в Париже создается «Journal det Dames et des Modes» – «Журнал дам и мод».
Пьер Антуан Лебу де Ла Мезанжер (1761-1831) – французский аббат, профессор словесности, художник и издатель, присоединился к авторам этого издания и первоначально отвечал только за выпуски цветных гравированных изображений. В 1800 году он становится главным редактором журнала и смог сделать его эталонным изданием с точки зрения вкуса и моды. Этот журнал расположил к себе даже Наполеона, который рекомендовал читать его всем придворным дамам. До 1820 года журнал обладал почти международной монополией как пропагандист французской моды во всем мире. Гравюры из журнала копировались в Германии, Австрии, Дании, Италии, Швеции и России.
«Журнал дам и мод» выходил с интервалом в пять дней и содержал одну красивую цветную гравюру с изображением дамы в модном платье. 15-го числа каждого месяца в журнале размещались два изображения. К работе над рисунками привлекалось много художников, в т.ч. и известные.
Серия гравюр считается главным достоянием Ла Мезанжера. В 1817 году появляются первые опубликованные им комментарии под 104 гравюрами под названием «Наблюдения за модами и бытом Парижа для объяснения карикатур, опубликованных под названием «Изящный стиль» с начала XIX века». Второе издание, насчитывающее 115 листов, вышло в 1822 году и было переиздано в 1827 году. Эти первые издания не сохранились в целом виде.
В коллекциях российских музеев представлены отдельные листы ранних серий, но полного издания нет ни у кого. Наиболее обширные собрания гравюр имеют Государственный Эрмитаж, Государственный исторический музей, Музей изящных искусств им. А.С. Пушкина.
Самым большим недостатком этих собраний считалось отсутствие перевода комментариев Ла Мезанжера, которые многое объясняют и одновременно многое запутывают для современного читателя.
Этот пробел ликвидировал известный историк моды, коллекционер обуви Назир Султанович Мустафаев. Он совместно с Международным выставочным комитетом издал полную серию гравюр в оригинальном формате в количестве 750 экз. и сделал перевод комментариев, проделал сложную и интересную работу, опубликовав современные примечания и пояснения в отдельную колонку под оригинальными текстами. Сами комментарии собраны в книгу как приложение к 115 отдельным листам цветных гравюр.
Вот такой комплект и приобрел наш музей. Эти бесценные экземпляры, безусловно, уже сейчас являются библиографической редкостью. Они пополнят основной фонд музея и смогут украсить собой будущие выставки, посвященные моде.