В экспозиции музея-усадьбы Лыткарино находится старинный предмет быта конца XIX-начала XX вв.– настольная керосиновая лампа.
Первые керосиновые лампы появились в 1853 году. В этом году австрийские аптекари Игнатий Лукасевич и Ян Зег во Львове начали использовать керосин в доработанной масляной лампе. Керосиновое освещение быстро стало популярным и использовалось в XIX- начале XX вв. до широкого внедрения электричества.
Крупные предприятия появились в России, Европе, Америке. Производство керосиновых ламп и их элементов было весьма прибыльным делом, и потому многие инженеры пытались усовершенствовать конструкцию моделей. Зачастую их металлические части, например, горелки, штамповали отдельно, а стеклодувные производства трудились над созданием резервуаров, абажуров и колб. Затем все части собирались воедино.
При изучении лампы из фонда музея на регулировочном винте горелки было обнаружено клеймо. Это оказалось знаменитое европейское клеймо немецкой фирмы «KOSMOS-BRENNER». «Космос» — это был, пожалуй, самый популярный тип горелок, использовавшийся в лампах европейского производства. Патент на дизайн такой горелки был впервые получен в 1865 году фирмой Wild & Wessel из Берлина.
Данная керосиновая лампа в собранном виде имеет высоту 72 см и квадратное основание из натурального камня темно-зеленого цвета. Металлическая ножка темно-зеленого цвета, укрепленная в основании керосиновой лампы, выполнена в виде колонны, верхняя и нижняя часть которой декорированы элементами из литой бронзы золотистого цвета.
Сверху крепится резервуар для керосина из прозрачного рифлёного стекла с фитилем внутри в виде ленты из желтой ткани. В нижнюю часть резервуара наливали керосин, туда же опускали фитиль, а другой его конец зажимался поднимающим устройством в горелке и выходил из неё наверх. Выше находится металлический держатель для фитиля с ажурным краем и колесико от горелки для регулирования огня. Сверху установлена стеклянная колба. Когда поджигали фитиль, она защищала пламя от сквозняков, а вытянутая верхняя часть колбы обеспечивала тягу и, соответственно, процесс горения.
На колбу надевается абажур в форме шара из матового стекла, на поверхность которого нанесен прозрачный геометрический рисунок – греческий орнамент «меандр». Мотив меандра был распространен в искусстве классицизма XVII–XIX веков, и его называли «бордюром по-гречески» (фр. bordure à la grecque).1
Для воссоздания исторического облика усадьбы Лыткарино сотрудники музея кропотливо занимались поисками и изучением архивных документов, исследований архитекторов и реставраторов.
Так были найдены два негатива в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева.2 На них впервые музейные сотрудники увидели интерьеры двух помещений усадьбы М.А.Чернышевой начала XX века. Это были негативы фотографий Музея дворянского быта перед его закрытием, сделанные архитектором Николаем Дмитриевичем Виноградовым в 1928 г. при фотофиксации усадьбы.3
На данном фото интерьера одной из комнат главного дома усадьбы Лыткарино начала XX в. 3 мы видим лампу, подобную той, что украшает в настоящее время один из пяти парадных залов музея-усадьбы и носит название – «Кабинет Чернышева».
Источники:
- URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Меандр_(орнамент).
- Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева. Путеводитель по коллекциям.- М., 2010 г.- С.134.
- Голубева Н.В. Усадьба Лыткарино. Страницы истории. — М., 2023.- С. 76, 91.
Борзова Ю.А., отдел фондов
Лыткаринский-историко краеведческий музей
05.12.2023