В экспозиции Лыткаринского историко-краеведческого музея находятся парные вазы, изготовленные в Голландии, из легендарного делфтского фарфора, который долгое время служил украшением бюргерских гостиных и аристократических салонов.
Чем же он знаменит – делфтский фарфор? Славится Делфт своим бело-голубым цветом фарфора и кобальтовой ручной росписью.
История его датируется XVII веком, именно тогда у европейцев появилась мода на китайский фарфор. Город переживал «Золотой век», связанный с подъёмом морской торговли, сделавший Делфт одним из самых процветающих городов в Нидерландах 1.
Делфт был одним из шести городов, где располагалось представительство голландской торговой Ост-Индской компании, которая в числе прочих товаров из восточных стран, привезла на родину китайский фарфор с изысканной кобальтовой росписью. Посуда из тончайшего, пропускающего свет материала, вызвала восхищение нидерландской знати и не шла ни в какое сравнение с отечественными толстостенными изделиями 2.
Но привозной фарфор, стоивший целое состояние, могли позволить себе немногие. К тому же, доставка восточных товаров была связана с большими трудностями. Например, один из принадлежавших Ост-Индской компании парусников налетел на мель и затонул с грузом фарфора почти у самого входа в гавань.
Голландцы стали искать пути производства собственной керамики с похожими свойствами. И через несколько лет экспериментов у них получилось. Они изобрели свой собственный рецепт глины с добавлением мергеля – горной породы с высоким содержанием кальция 3. Это позволило изготавливать более тонкие и прочные изделия. К местной глине добавляли сырьё из бельгийского города Турне и Рейнской области, чтобы добиться светлого, малопористого черепка.
Но всё же цвет черепка делфтского фаянса не был белым, как у китайского фарфора, который китайские мастера расписывали по «бисквиту», то есть обожжённому один раз черепку. Особенностью делфтского фарфора было покрытие двумя видами глазури. Гончары Делфта покрывали прошедшие утильный (первый) обжиг изделия матовой оловянной глазурью, а затем расписывали окисью кобальта, дающей после обжига ярко-синий цвет, в подражание особо ценимому в то время китайскому фарфору периода Мин1. Кобальтовый краситель слегка растекался, впитываясь в основу, что придавало керамике голубоватый оттенок. Отсюда и фирменное название знаменитого делфтского фарфора – «синяя» – «Delft Blue».
На заключительном этапе посуду глазуровали прозрачным составом, дававшим эффект глубины и делавшим поверхности идеально гладкими. Получались точные копии фарфора из Китая, которые пользовались большим успехом.
Новые технологии изготовления сырья, обжига, росписи вплотную приблизили делфтский фаянс к тонкостенной керамике, дав ему право называться особым «синим» фарфором. И хотя на самом деле художники расписывали не фарфор, а тонкий фаянс, в старинных голландских документах его принято было называть фарфором, и это название прижилось.
Начиная с 1650 года, гончары стали использовать и личные клейма в добавление к заводским 1.
В начале XVII века Китай погрузился в междоусобные войны и поставки фарфора на запад прекратились. Делфтские мастера воспользовались ситуацией, чтобы увеличить объёмы производства и завоевать не только внутренний, но и общеевропейский рынок. Они стали копировать, правда, в более грубом материале, китайские изделия 4. Если раньше в Делфте действовало всего 10 гончарных мастерских, то к 1640 году в дельфтскую гильдию Святого Луки, которая объединяла всех представителей художественных ремёсел, входило уже 33 предприятия. Их основной продукцией были столовая и декоративная посуда, а также изразцы для облицовки стен и кафельных печей.
Уже к третьей четверти XVII века постепенно выработался неповторимый китайско-голландский стиль делфтского фарфора.
«Живописцы Делфта старательно изображали китайцев и китаянок под зонтиками на фоне мало понятной им архитектуры, дополняя композицию росписи европейским барочным орнаментом, элементами голландского сельского пейзажа, цветами и птицами. Такая причудливая смесь получила название голландско-китайского стиля»4.
В период времени приблизительно с 1650 года до середины XVIII века производство делфтского фарфора достигает своего высшего расцвета.
В начале XVIII века Китай возобновил экспорт в Европу, снизив цены на фарфоровые изделия. Мастерские Делфта, во избежание конкуренции, отказались от подражания восточным мотивам и перешли на изображение жанровых или библейских сцен, а также легко узнаваемых голландских пейзажей с ветряными мельницами и рыбацкими лодками. Росписи в новом стиле были так безупречны, что приобрели небывалую популярность. Делфтская посуда с «национальным колоритом» экспортировалась в Китай и Японию, где её в свою очередь копировали для поставок в европейские страны.
Затем в гончарном производстве великих Делфт начался застой. Европейский фарфоровый рынок стремительно развивался. Элитный сегмент был занят продукцией Мейсена и Севра, а бюджетный захватили английские фаянсовые фабрики, применявшие более дешёвый печатный рисунок (деколь) вместо ручной росписи. Голландские мастера стали закрывать свои
мастерские одну за другой.
К 1794 году в городе осталось всего 10 мануфактур.
До настоящего времени сохранилась одна из них – «De Porceleyne Fles», в переводе с нидерландского «Фарфоровая бутылка», по-прежнему выпускающая продукцию по традиционным старинным технологиям 5,6.
В 1876 году фабрику приобрёл живописец и керамист Джуст Тофт, который возродил традиции делфтского гончарного производства. Новый владелец заменил устаревшее оборудование и перешёл на более качественное белое сырьё, позволившее отказаться от дорогостоящей оловянной глазури. Теперь кобальтовая роспись наносилась непосредственно на обожжённый черепок, что снижало затраты, никак не влияя на внешний вид изделий.
Принятые Тофтом меры по сохранению уникального промысла Delft Blue, высоко оценило голландское правительство и в 1919 году фабрика сменила название на «Royal Delft» или «Koninklijke Porceleyne Fles» (нидерл.)5,6. Королевский Делфт – признак особого отличия и привилегий. До сих пор члены голландской королевской семьи являются неизменными покупателями «кобальтовой» продукции, таким образом, свидетельствуя её принадлежность к элитной керамике класса «люкс».
По мнению эксперта, парные вазы, представленные в Каминном зале музея-усадьбы Чернышевых, изготовлены на предприятии «De Porceleyne Fles».
Парные вазы, высотой 26 см, имеют оригинальную форму с рифлёной поверхностью тулова и расширенной, слегка скошенной горловиной. « Гончарные формы ваз, изготовлены вручную, как и их росписи кобальтовыми красками с обжигом в печи при температуре 1100-1200 градусов.»7.
Важным условием подлинной делфтской керамики является то, что она всегда расписана вручную. Изделия, расписанные вручную, можно узнать по плавным линиям. «Роспись парных ваз представляет собой композиции цветов и листьев, выполненные в манере старинных ваз XVII–XVIII веков, в бело-синей гамме цветов»7.
Парные вазы расписаны в характерной для делфтской ручной росписи манере: тонкие темные линии рисунка на белой глазури, плавные линии. Роспись имитирует китайские изделия, где все рисунки имели доброжелательный смысл и были глубоко символичны. Например, пионы означали пожелание богатства и процветания, а лотос означал благородство. Расписывали делфтские мастера изделия специальными кисточками из беличьего или соболиного волоса. Художник мог добиться бесконечных цветовых оттенков, используя большее или меньшее количество воды в кобальтовой краске.
Мастер расписывавший наши вазы, выполнил роспись кобальтом таким образом, что в готовом виде, после обжига, узор получился нескольких оттенков синего цвета.
На вазах стоят клейма мастера-художника и надпись на английском языке: «212 Delft – Holland – Hand – Painted R» («Делфт – Голландия – ручная роспись»), сделанные вручную. По мнению эксперта, «наличие на глазурном покрытии ваз мелких трещин, называемых «кракелюрами», техника ручной росписи, говорят о времени создания данных парных ваз около 1900-1910 гг. и их историко-культурной ценности»7.
В своей монографии «История фаянса» российский искусствовед А.Н. Кубе, сравнивая китайские фарфоровые оригиналы и делфтский фаянс, назвал делфтский фаянс «художественным производством, равным своим образцам»8. Делфтский фаянс – это не только яркое явление прикладного искусства Голландии, его, бесспорно, можно отнести к числу интереснейших видов европейской керамики. Декоративность росписи, причудливость и разнообразие форм сосудов позволяют считать делфтский фаянс одним из самых своеобразных проявлений стиля барокко в керамическом искусстве 9.
Путешествуя по Европе, Петру I настолько пришлось по душе искусство голландцев, что он захотел завести такое же в России. По указу царя Петра I русских купцов обязывали закупать фаянсовую облицовочную плитку в голландском городе Делфт. Так, в первой четверти XVIII века, делфтская плитка с бело-голубым узором добралась и до России. Российским мастерам было приказано освоить производство голландской плитки на российских мануфактурах, что и произошло в скором времени. Крупнейшими центрами по производству керамической плитки были частные заводы и гончарные дворы: Петергофский, Смольный, Ново-Невский, Стрельнинский.
Столовые сервизы «Делфт», вазы, кувшины, тарелки, блюда, кружки, скульптура, с первой четверти XVIII века и до конца его, а также в течение XIX столетия украшали интерьеры дворянских домов и усадеб.
Бело-синяя гамма росписи изделий делфтских мастеров копировалась в России на фаянсовом заводе, основанном в 1724 году А. Гребенщиковым, а затем послужила тематикой для керамических изделий Гжели11. Гжельские мастерские появились на сто лет позже Королевской керамической мануфактуры Делфта.
Сегодня синий фарфор из города Делфт является национальным достоянием Нидерландов и одним из самых привлекательных сувениров для туристов. Однако стоимость оригинальной посуды с ручной росписью весьма высока.
Лучшая коллекция делфтских расписных фаянсов собрана в Национальном музее Нидерландов в Амстердаме. Также одна из самых больших коллекций Делфтского фаянса XVI–XVIII веков находится во французском городе Севр в Национальном музее керамики.
Собрания делфтского фаянса рубежа XVI – XVIII веков фарфора представлены в Эрмитаже и в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Источники:
- Делфтский фаянс // Материал из Википедии.
- Голландская керамика. Энциклопедия «Кругосвет» // URL: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo.html
- Булгакова А. От Мейсена и Севра до Делфта и Лиможа: хрупкая красота фарфора (выставка европейской и восточной керамики из БСИИ ASG) // Мир искусств. – 2016. – N 2 (14). – С.142
- Власов В.Г. Делфтские фаянсы // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. – С.-П.: Азбука-Классика, 2005. – Т.3. – С. 394.
- Музей Royal Delft // URL: https://museum.royaldelft.com
- The Koninklijke Porceleyne Fles // URL: https : //www.royaldelft.com
- Экспертиза парных ваз.
- Кубе А. Н. История фаянса. – Берлин: ГИЗ, 1923.
- Новикова О. Делфтский фаянс XVII–XVIII веков // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. – 2007. – N48. – С.102.
- Фото ««Вид на Гроте Маркт в Делфте». Коллекция Национального архива // URL: https://delftsaardewerk.nl/ontdekken/waar-werd-delfts-aardewerk-gemaakt-en-vercoht
- Фаянс. Российский гуманитарный энциклопедический словарь. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.- Петерб. гос. ун-та, 2002.
Борзова Ю.А., отдел фондов
Лыткаринский-историко краеведческий музей