Для оценки эффективности новой программы «Путешествие школьников в мир оптики и звезд в начале и конце экскурсии в фокус-группах проводилось выборочное тестирование. Это помогло определить слабые места в знаниях школьников, что позволило команде проекта обратить особое внимание на наиболее трудные для восприятия детьми моменты и сделать на них особый акцент для лучшего усвоения материала. Поскольку наполнение экскурсии отличалось для разных возрастных групп, соответственно тесты учитывали содержание и объем преподнесенного материала. Каждый тест включал 10 вопросов по астрономии, оптике и краеведению. За каждый правильный ответ давался 1 балл. Таким образом, количество набранных баллов могло варьироваться от 0 до 10. И если перед началом экскурсии на какие-то вопросы ребята отвечали интуитивно, то после экскурсии уже со знанием дела. Хотя обучаемость детей разная, ясно одно — программа несомненно расширила их кругозор и заинтересовала естественными науками, судя по отзывам.
Анализ тестирования в целевой группе «1-4 классы»
В младшей школьной аудитории было проведено тестирование в 4-х фокус-группах в количестве 97 из 472 человек, что составило 20,5% от посетителей в этой целевой группе, т.е. более пятой части. До экскурсии правильно ответили на вопрос «Что находится в центре Солнечной системы?» 77% детей, в то время как согласно проведенному ВЦИОМ опросу в 2022 году на этот же вопрос правильно ответили только треть россиян. Наибольшее количество правильных ответов до экскурсии школьники дали на вопрос «Что делает с изображением лупа?» – 90%. После экскурсии школьники показали наибольший прирост правильных ответов на вопросы «Кто первым привез микроскоп в Россию?» и «Сколько планет в солнечной системе?»
В таблице ниже приведены результаты по набранным баллам до экскурсии и после ее проведения:
Категория (баллы) | Этап 1
(до экскурсии) |
Этап 2
(после экскурсии) |
Хорошо (8-10) | 18% | 55% |
Средне (5-7) | 70% | 41% |
Плохо (0-4) | 12% | 4% |
Средний балл всех тестируемых после экскурсии составил 7,53 балла, до экскурсии этот показатель составлял 6,04. Правильно ответили на все вопросы и набрали максимально возможное количество баллов после экскурсии 10% учащихся против 2% до нее. На диаграмме четко прослеживается сдвиг максимальных значений гистограммы вправо в сторону больших баллов, что показывает рост количества правильных ответов (см. диаграмму):
Анализ результатов тестирования показал, что после экскурсии улучшили свои знания 70% школьников из 1-4-х классов.
Анализ тестирования в целевой группе «5-7 классы»
В средней школьной целевой аудитории было проведено тестирование в 5-ти фокус-группах в количестве 115 из 482 человек, что составило 23,8% от посетителей в этой целевой группе, т.е. более пятой части. Больше всего правильных ответов до экскурсии школьники дали на вопрос «Что происходит с нашей Вселенной?» Правильный ответ, что она расширяется с ускорением, дали 87% учащихся. В тройке лидеров по правильным ответам после экскурсии стали вопросы «Что в оптике называют разрешением?» – 76% и «Что нужно для получения стереоэффекта?» – 74%. Наибольший прирост правильных ответов школьники показали на вопрос «Что изучает оптика?» Если до экскурсии на него правильно ответили 27% тестируемых, то после экскурсии – уже 65%. Стоит отметить, что это именно эта тема являлась ключевой в экскурсии. Команде проекта важно было донести до ребят, что оптика – это наука о свете и законах его распространения. Многие ребята давали ответ, что оптика — наука о зрении и методах его коррекции. Видимо, здесь оказывают влияние вывески «Оптика» в магазинах, торгующих очками. Важно было донести до ребят, что оптика — это более широкое понятие.
В таблице ниже приведены результаты по набранным баллам до экскурсии и после ее проведения:
Категория | Этап 1
(до экскурсии) |
Этап 2
(после экскурсии) |
Хорошо (8-10) | 8% | 46% |
Средне (5-7) | 62% | 43% |
Плохо (0-4) | 30% | 10% |
Средний балл всех тестируемых после экскурсии составил 7,07 баллов, до экскурсии этот показатель составлял 5,38. Правильно ответили на все вопросы и набрали максимально возможное количество баллов после экскурсии 9% против 2% учащихся до нее. На диаграмме четко прослеживается сдвиг максимальных значений гистограммы вправо в сторону больших баллов, что наглядно иллюстрирует рост количества правильных ответов:
Анализ результатов тестирования показал, что после экскурсии улучшили свои знания 69% школьников из 5-7-х классов.
Анализ тестирования в целевой группе «8-11 классы»
В старшей школьной целевой аудитории было проведено тестирование в 5-ти фокус-группах в количестве 105 из 459 человек, что составило 22,9% от посетителей в этой целевой группе, т.е. более пятой части. Больше всего правильных ответов до экскурсии школьники дали на вопрос «Что лучше рассказывает о составе звезды?» — 94%. В тройку лидеров по правильным ответам после экскурсии стал этот же вопрос с приростом правильных ответов в 3%, а также вопросы: «Сколько составляет видимое вещество во Вселенной от ее массы» – 95% с приростом в 13% и «Что такое оптика?» – 93% с приростом в 23%. Наибольший прирост правильных ответов старшеклассники показали на вопрос «Почему светится звездная пыль в инфракрасном диапазоне?» До экскурсии правильно на этот вопрос ответили 28% тестируемых, после экскурсии – 82%, прирост правильных ответов составил 54%. Этому способствовал просмотр фильма в планетарии «Разноцветная Вселенная» о всеволновой астрономии. Также после мастер-класса с микроскопами старшеклассники хорошо разобрались, для чего служит объектив микроскопа. На вопрос о назначении объектива микроскопа до экскурсии правильно ответили 38% тестируемых, а после экскурсии – 82% с приростом в 44%.
В таблице ниже приведены результаты по набранным баллам до экскурсии и после ее проведения:
Категория | Этап 1
(до экскурсии) |
Этап 2
(после экскурсии |
Хорошо (8-10) | 26% | 74% |
Средне (5-7) | 67% | 25% |
Плохо (0-4) | 8% | 1% |
Средний балл всех тестируемых после экскурсии составил 8,67 баллов, до экскурсии этот показатель составлял 6,63. Правильно ответили на все вопросы и набрали максимально возможное количество баллов после экскурсии 43% тестируемых против 3% до нее. На диаграмме четко прослеживается сдвиг максимальных значений гистограммы вправо в сторону больших баллов, что наглядно иллюстрирует рост количества правильных ответов:
Анализ результатов тестирования показал, что в результате посещения экскурсии улучшили свои знания 89% школьников из 8-11-х классов.
Если рассматривать цифры в целом по проекту, в тестировании приняли участие 317 человек из 1413, что составило 22,4% или более пятой части всех посетителей. После экскурсии «Путешествие школьников в мир оптики и звезд» 76% учащихся с 1 по 11 классы улучшили свои знания по астрономии, оптике и краеведению. Важной составляющей является то, что дети осваивали азы науки на практике и с помощью самых современных цифровых технологий, что сделало процесс познания увлекательным и результативным.