В фондах Лыткаринского историко-краеведческого музея хранится предмет быта начала ХVIII века, который являлся незаменимым атрибутом большинства мужчин того времени. Это старинный подвесной бронзовый гребень — «бородочес».
В своем большинстве славянские народы издревле носили длинные волосы и бороды, для расчесывания которых использовали гребни. Материалом для их изготовления служили дерево, кость и металл. Бронзовыми гребнями пользовались люди побогаче, а у крестьян были гребни из дерева или кости. Историк Н.B.Костомаров в «Очерке домашней жизни и нравов великорусского народа в ХVI и ХVII столетиях» пишет так: «..все носили бороды, и чем борода была длиннее, тем осанка человека считалась почтеннее и величественнее. Богатый человек холил ее, берег и расчесывал гребешком из слоновой или моржовой кости».
Выполнен гребень –бородочес в виде тонкой бронзовой пластины небольших размеров 5 см на 7, 5 см. Вверху подвесного гребня находилось отверстие – петелька, в которую продевалась цепочка, для более удобного ношения его на поясе. Помимо своих прямых обязанностей подвесной гребень использовался еще и как украшение- оберег. Образ гребня и орнамент несли общую символику и имели особенную фразеологию символов. На подвесном одностороннем гребне, который хранится в Лыткаринском историко-краеведческом музее, узор выполнен в виде кружка с точкой посередине. Это элемент так называемого «глазкового» орнамента, в основе которого лежит древний солярный знак, символизирующий солнце.
Сам гребень-бородочес выполнен в зооморфном стиле в виде силуэтного изображения пары коней, смотрящих в разные стороны. Образ коня связан с древним славянским культом солнца. Две головки символизируют восход и заход или день–ночь, защищает хозяина справа и слева. Лошади считались у славян одним из самых почитаемых животных и сильнейшим оберегом, являлись символом здоровья, добра и счастья.
Рассказывая о музейным предмете гребне-бородочесе нельзя не упомянуть, связанную с ним ожившую историю и «драму бороды».
До Петра I борода в России была обязательна. Так, при Ярославе Мудром нанесение ущерба бороде каралось штрафом. Во времена Ивана Грозного бритьё считалось тяжким грехом. А решение Стоглавого собора 1551 года в принципе запрещало сбривать бороду.
Положение дел изменил Петр I сразу по возвращении из Великого Посольства в европейские страны.
29 августа 1698 года он подписал Указ, предписывавший подданным брить бороды и носить европейскую одежду. Указом вводился «налог на бороду». По воспоминаниям современников, Петр I сначала лично брил бороды боярам, а затем перепоручил это занятие своему шуту.
В 1705 и 1722 году Петр I издал следующие, из серии так называемых, «бородовых» указов, регламентировавших санкции против тех, кто отказывался бриться. Обладатели бороды должны были платить специальную пошлину от 30 до 100 рублей, в зависимости от сословия, и носить одежду определённого кроя. Нарушителей штрафовали. При оплате пошлины выдавался «бородовой знак», по которому владельцу бороды отдалялось на год ее сбривание.
Неоднозначная инициатива Петра I , как отмечают историки, была обусловлена целым рядом причин. Это и стремление Петра I приблизить быт российской элиты к европейскому, и также пополнить казну бюджета в преддверии Северной войны. Крестьян же, составлявших примерно 95% населения империи, указы о бородах практически не коснулись. Они не платили пошлину, только каждый раз за въезд и выезд из города отдавали по 1 копейке «с бороды». Это способствовало тому, что образ русского мужика с бородой оставался неизменным на всем протяжении языческой и христианской России, вплоть до начала XX века.
В послепетровскую эпоху бороды разрешили не сразу. Лишь в 1772 году Екатерина II отменила налог на бороду, но с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым».
А. С. Пушкин в «Заметках по русской истории XVIII века» писал об этом времени: «Народ, упорным постоянством удержав бороду и русский кафтан, доволен был своей победой и смотрел уже равнодушно на немецкий образ жизни обритых своих бояр».
Источники:
1.Пушкин А. С. Заметки по русской истории XVIII в. // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние,1977-1979.-Т. 8. Автобиографическая и историческая проза. История Пугачева. Записки Моро де Бразе.- 1978.- С. 89-93.
2.Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в ХVI и ХVII столетиях /Авт.очерка и коммент. Б.Г.Литвак; Под общ.ред. Н.И.Павленко.-М.: Республика, 1992.- 303 с.: 1л.портр.-(Летописцы Отечества).-с.171.
3.Картина «Петр I стрижет бороды боярам». Худ.Дмитрий Белюкин, 1985
Борзова Ю.А., отдел фондов
Лыткаринский-историко краеведческий музей