В фондах Лыткаринского историко-краеведческого музея хранятся предметы русского быта начала ХХ века: валек, льномялка, щетки и гребни для чесания льняного волокна, конопли или шерсти. В прежние времена всю одежду крестьяне делали вручную дома. Ее так и называли – домотканная. Но прежде чем изготовить ткань, нужно было сначала спрясть нить, а потом соткать из нее полотно. Основным материалом для прядения и ткачества на Руси были лен и шерсть.
Уникальные свойства льна-долгунца сделали его одной из самых популярных культур для создании из него ткани. Лен надо было сначала вырастить и обработать. Русь любила льняную ткань. В зависимости от выделки она могла быть использована и для тончайшей одежды высших сословий, и для изготовления парусов.
«Лен две недели цветет, четыре—спеет, на седьмую—семя летит». Лен собирали в середине августа- начале сентября, после образования луба. Его жали вручную, вырывая с корнем. Процесс этот назывался тереблением. Обработка льна считалась сугубо женским занятием.
Женщины «брали», т.е. дергали созревший лен, вязали в снопики и ставили сушить в поле. Из подсохших снопиков нужно было выколотить льняное семя. В поле для этого расчищали небольшую площадку — ток. Цель обмолота заключалась в срывании и раздавливании головок льна. Орудиями молотьбы служили специальные деревянные, слегка изогнутые палки «бито», «било», «лапы» , «колотилки» или деревянные бруски с ручкой— «вальки», которыми также пользовались и при стирке белья на реке.
Процесс обмолота вальками иначе называли «пугать лен». Орудием для срезания головок была коса. Результат обмолота: семена, предназначенные для посева и выжимки льняного масла, и стебли, идущие на изготовление волокна. Почти 30% от стебля составляло волокно, ценящееся рукодельницами. Семя шло на посев будущего года или на маслобойни, для изготовления растительного масла. Подсолнечник для этого начали использовать только в первой трети ХIХ века.
После обмолота снопики замачивали в небольшой речке или специально выкопанной яме с водой, придавив камнями. От качества и свойств воды зависел цвет ткани, поэтому вода требовалась чистая и мягкая. Из льна, вымоченного в озерах, ткань получалась белой. Если лен мочили в реке, предугадать цвет ткани было сложно. Ткань могла приобрести желтоватый оттенок. В реках вымачивали подмороженный лен, чтобы скрыть красноту. Ткань, полученная из льна, который вымачивали в слишком холодной воде, могла приобрести синеватый оттенок. Важно было точно выдержать и время вымачивания. Если стебли передержать – ткань становилась менее прочной. Мочение продолжалось от 4-7 дней до нескольких недель. Постепенно деревянистые части стебля сгнивали и отделялись от внутреннего волокна.
Потом лен расстилали на лугу и сушили 15-20 дней, а иногда и 6 недель, в зависимости от погоды. Некоторые хозяйки несли его сразу в избу и сушили на широкой русской печи. Высушенный лен имеет неказистый вид: темный, сухой, ломкий, занозистый. И только сами мастерицы знали, как идет превращение невзрачного стебелька в белоснежную ткань.
Далее высушенный лен вязали в пучки и свозили на двор или гумно — специальное место для хранения и обработки урожая. После вымочки и сушки древесина стебля становилась хрупкой и ломкой, а волокно оставалось гибким.
Высушенный лен мяли для размалывания жесткой коры и отделения ее от волокна «мялками» или «мялицами». Они были двух видов: наклонные корневые — «копань», из цельного дерева (более древние ) и горизонтальные из составных частей. В нашем музее представлена горизонтальная деревянная льномялка начала ХХ века, состоящая из двух частей. Детали мялок имели свои названия: верхняя часть «хлупец», «нахлупень», низ – «щечки», «ребра». В результате мятья получали около 20% волокна, подвергаемого дальнейшей обработке и «кострики» — около 80 %.
Затем отделяли кострику от волокна – лен «трепали» , т.е. часто били «трепалом», дощечкой с ручкой, напоминающей широкий короткий меч. При этом деревянные части стебля — «кострика» выбивалась из пучка, а в руках у мастерицы оставался пучок волокон. Результатом трепания было «отрепье» (17%) и волокно (83%). «Отрепье» – грубое волокно— шло на суровую нить, из которой ткали мешковину. Волокно шло в дальнейшую обработку.
Затем шел процесс чесания, при котором происходила сортировка волокна по сортам и расположение отдельных волокон в одном направлении, необходимом для прядения. Орудиями для чесания льна служили « щетки», «чески» и «гребни». Щетки делались из свиной щетины, скрепленной сосновой смолой, шкуры ежиков или гвоздиков, вбитых в дощечку. Гребни для расчесывания льна были деревянные, лопатообразной формы с нарезными зубьями. Волокно чесали два, а то и три раза, чтобы вычесать остатки кострики и оборванные перепутанные волокна. В результате получали пучки тончайших длинных волокон трех видов:
- «кужель» — длинное, высшего сорта волокно;
- «верховина» — волокно, оставшееся на щетке после первого чесания;
- «пачесы», «исподница» —волокно, оставшееся на щетке после второго очеса; Все три сорта волокна давали хорошие нитки, пригодные для тканья полотна— «холста». Самое лучшее, тонкое и прочное полотно получалось из «кужели». Из «пачесы» ткалось тонкое мягкое полотно, идущее в основном на скатерти и полотенца. «Верховица» шла на более грубое полотно, из которого шилась рабочая одежда.
В процессе чесания подготавливалось волокно для прядения— «кудель» и этим заканчивалась подготовка льна к прядению.
Надо сказать, что при обработке и подготовке льна почти все части льняного стебля шли в дело. Льняной паклей утепляли дома, льняное масло использовали в пищу и наливали в светильники, из остатков пряжи делали тряпичные куклы для детей.
Конопля-«плосконь» подвергалась той же обработке, что и лен, за исключением молотьбы. Шерсть при подготовке к прядению проходила меньшее количество этапов обработки: стрижка овец, «битье» рыхление шерсти, «чесание».
Предметы старины , рассказ о которых написан выше , вы можете увидеть на нашей этнографической выставке «Мир русской деревни».
Источники:
1. Осипова Е.И. Ткачество: Новгородские традиции и современность.-М.,2009.
2. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта.-М. , 2006.
3. Емельянова Э.Л. Как наши предки шили одежду.-М., 2019.
4. Ушинский К. Как рубашка в поле выросла.-М.,1986
5. Методические материалы ЛИКМ «Русские ремесла».
Борзова Ю.А., отдел фондов
Лыткаринский- историко краеведческий музей