Ефрем Сирин (ок. 306–373, Эдесса, ныне Шанлыурфа, Турция; память – 28 января) – богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви. О его жизни известно крайне мало. Судя по его произведениям, он получил хорошее образование, включавшее и знакомство с античным языческим наследием. Его наследие чрезвычайно обширно и включает в себя толкования на Священное Писание, проповеди и поучения, многочисленные гимны и молитвы, вошедшие отчасти в современное богослужение. Еще при жизни преподобного они были переведены на греческий язык. Особое внимание Ефрем Сирин уделял нравственному учению. Часть его проповедей написаны в форме диалога учителя и ученика, часть – как последовательное объяснение того или иного фрагмента Библии. На русский язык до сих пор переведена лишь незначительная часть его наследия. Авва Дорофей [Дорофей Газский; Дорофей Палестинский] († кон. VI в.; память – 5 июня) – преподобный, подвижник, аскетический писатель, основатель и игумен монастыря, располагавшегося недалеко от г. Газы, одного из важнейших монашеских центров в Палестине. Поучения аввы Дорофея являются увещаниями, преподанными им монахам новооснованного монастыря в устной форме, произнесенные в связи с различными днями богослужебного года.
Книга Поучений Ефрема Сирина и аввы Дорофея состоит из двух частей. Первая – включает 112 Поучений Ефрема Сирина, одного из самых авторитетнейших отцов церкви. Основная тема Поучений – покаяние и наставления о духовном спасении. В ряде Поучений рассматриваются вопросы символического значения креста и крестного знамения, что было актуально в Московском государстве в 40-х гг. XVII в. во время богословской полемики с католиками и протестантами. Также актуальными были пророчества Ефрема Сирина о пришествии антихриста и страшном суде, что отвечало обострившимся эсхатологическим настроениям в середине XVII в.
Ефрем Сирин. Авва Дорофей. Поучения
Клинцы: Тип. Д. Рукавишникова,30.07.1787. 20(33х21). 4+350+169 л. Библиографическое описание: Вознесенский 1991, № 283; Емельянова 2010, № 161.
Переплет. 35,7 х 23,5. Доски в коже с золотым тиснением.
На припереплетном листе нижней крышки – владельческая запись: «Сiя святая богодухновенная Книга нарицаемая Ефремъ Сиринъ принадлежит Макару Никитичу Скворцову».
Особенности экземпляра. Представляет собой 2-й вариант издания: лист с выходными сведениями (1 нн. в конце книги) с текстом на одной стороне листа без рассказа о разрешении типографии П.А. Румянцевым.