Вифлеемская звезда, возвестившая волхвам о рождении Иисуса Христа, — не только самый популярный, но и самый загадочный символ Рождества. Ее описание в Евангелии породило многовековые споры. Современные астрономы интерпретируют появление знаменитой Вифлеемской звезды по-разному. Среди предлагаемых гипотез можно выделить три группы. Одна из них восходит к Иоганну Кеплеру, который в начале 17-го века предположил, что «рождественской звездой» в действительности могло быть явление сближения Юпитера и Сатурна до 1°, которое трижды повторялось в 7 г. до н.э. Эта гипотеза пользуется у исследователей определенной популярностью, т.к. соответствует предполагаемой современными историками дате рождения Иисуса Христа. В то же время, трудно предположить, что даже древние астрономы могли принять за звезду сближение двух хорошо известных планет.
Имеет место предположение, что небесным явлением, возвестившем о рождении Христа, была вспышка сверхновой, но эта гипотеза не подтверждается какими-либо данными о появлении сверхновых в рассматриваемый нами период времени. Сверхновой называют звезду, блеск которой при вспышке в течение нескольких суток увеличивается на десятки звездных величин, т.е. в миллионы и даже миллиарды раз, а затем постепенно спадает в течение нескольких месяцев или лет. Кроме того, вспышка сверхновой мало соответствует описанному в евангелиях длительному (в течение многих дней) перемещению звезды по небу, которая указывала волхвам путь к месту рождения Христа.
Правдоподобной представляется гипотеза о том, что звездой была комета. Вопрос – какая? В принципе, это могла быть какая-то «залетная» комета, которая уже никогда не вернется в Солнечную систему, или вернется через очень большой промежуток времени. Поэтому мы о ней ничего не знаем. Есть также гипотеза о том, что такой кометой могла быть хорошо известная астрономам комета Галлея. Но тогда время рождения Христа надо отнести к 12 г. до н.э., либо рассматривать евангельские тексты, в которых события предшествующих лет переносятся в нужный момент времени для создания максимально яркой, соответствующей массовым представлениям о том, каким должно быть чудо рождения Сына Божьего.
Можно, наконец, предположить, что на небе наблюдали какое-то неизвестное науке явление, например, пролет НЛО. Но это уже будет не наука, а фантастика!