Для старообрядчества «могучая фигура Аввакума, его яркая личность, бесстрашная борьба за собственные идеалы с государственной и церковной властью, его самоотверженность и бескорыстие, готовность к мучениям и смерти» стали нравственным ориентиром, определившим дальнейшее место в обществе. Но не стоит забывать, что Аввакум был не один в стремлениях к своим идеалам. Среди его сподвижников был не только народ в самом широком понимании, численность которого, по некоторым оценкам, составляла до половины населения. Но это та просвещенная и образованная часть общества, среди которой нашлись личности, открыто выступившие против реформ царя и патриарха и принявших мученическую кончину. Среди них – епископ Павел Коломенский, придворная знать: боярыня Морозова и княгиня Евдокия Урусова, а также сподвижники Аввакума, сожженные с ним в Пустозерске: дьякон Феодор, инок Епифаний, поп Лазарь. Русской Православной старообрядческой Церковью они были причислены к лику святых.
Священномученик и исповедник протопоп Аввакум, священномученик дьякон Феодор, священномученик инок Епифаний, священномученик Павел епископ Коломенский, священномученик иерей Лазарь, преподобномученица боярыня Феодора Морозова, мученица благоверная княгиня Евдокия Урусова
Россия. 2020 г.
Дерево, левкас, темпера
54х54,5
«На иконе представлены выдающиеся деятели старообрядческой церкви. В центре, фронтально – протопоп Аввакум, который правой рукой, в жесте благословения, держит крест, а левой – развернутый свиток и книгу. По сторонам от него стоят диакон Феодор с кадилом в правой руке и ладанницей в левой и инок Епифаний, благословляющий правой рукой, с книгой в левой руке, покрытой мантией. По краям, на одном пространственном плане с протопопом Аввакумом, в более сильном повороте к нему – Павел епископ Коломенский и иерей Лазарь, оба с крестом в благословляющей деснице и книгой в левой руке». По краям от последних в одном пространственном плане фронтально изображены: справа – мученица благоверная княгиня Евдокия Урусова, а слева – преподобномученица Феодора Морозова. «В верху, в клубящихся серых облаках – полуфигура благословляющего Христа. Фон и нимбы – золотые. Небеса над Христом Очерчены полукругом» на красном фоне сцированные лучи. Икона выполнена в качестве копии с известного образа, описанного в альбоме «Древности и духовные святыни старообрядчества» под редакцией Е.М. Юхименко 2005 года. Композиционным отличием образа является дополнительное изображение боярыни Морозовой и ее сестры Урусовой.
Икона специально заказана попечителями для тураевского иконостаса в честь 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума и обрела свое место в иконостасе в Неделю Сыропустную.