Цикл публикаций “Нетленное наследие старообрядчества”. Евангелие напрестольное

 

Роль старообрядчества в сохранении книжной культуры переоценить сложно. Ведь именно для старообрядцев книга оставалась непреходящей ценностью, прежде всего, духовного плана. Авторитет первопечатных изданий, основанный на рукописях, был непререкаем. В результате исправления богослужебных книг в середине XVII века и появления, как следствия, новых изданий последовало распоряжение властей об изъятии из обихода древних рукописей и старопечатных изданий. Старые книги, подлежавшие обмену на новые, уничтожались. Фактически не имея своих типографий (для государства это было бы прямым «оказательством раскола»), сохранение богослужебной практики для старообрядцев оказалось возможно только путем сохранения древних книг, а также создание их рукописных копий. Именно благодаря старообрядцам, основная масса дошедших до нас книжных изданий сохранилась.

Евангелие напрестольное

Москва, Печатный двор, 3 февраля 1637 (01.08.7144 – 03.02.7145). 20 (26,5 х 17,9). 533 л. 2 гравюры. Библиографическое описание: Зернова 1958, № 134

Переплет. 30,2 х 20,5. Доски обтянуты бархатом. На верхней крышке – наугольники с изображением Евангелистов и средник с изображением Распятия с предстоящими (медный сплав, золочение, давление, гравировка). На нижней крышке – наугольники с изображением Голгофского Креста (медный сплав, золочение, давление, гравировка). 2 застежки из медного сплава. Обрез окрашен в красный цвет.

На листе 14об. –датированная запись скорописью XVII века: «Сию книгу евангелья приложил в дом старостотерпца христова димитриея селунского чудотворца и великия христовы мученицы порасковеи нарицаемыя пятницы Аз князь михайла иванович коркадинов па теще сваей па осипавай жене барисовича протасьева по елене ивановне и по всех своих родиделех а приписал я князь иван михайлович каркадинов по отца сваево веленью лета 7147 году[1639]».

На листе 15 (не нумерован) – продолжение: «А приложена сие евангелие при свещенниках при петре юдине да при иване игнатьеве да при иване нестерове».

Речь, скорее всего, ведется о церкви Дмитрия Солунского с приделом великомученицы Парасковии Пятницы в селе Нестерово Рязанской области. До сегодняшнего времени сохранилась высоченная Дмитриевская церковь (конца XVIIIвека), связанная с колокольней длинной многоступенчатой лестницей-пандусом на трех арках. Село Нестерово расположено в 7 км южнее районного центра Пителино, возникло еще в середине XVI столетия и тогда называлось Костино. «Село Костино на речке, на Ежицкой Вершине, впервые упоминается в писцовой книге поместных и вотчинных земель Подлесского стана Шацкого уезда за 1645 год. В писцовой книге указывалось, что оно прежде было вотчиной боярина Григория Гавриловича Пушкина (1605  — 1656годы), предка великого поэта».[1] В 1645 году село «Костино, Нестерово тож, на речке, на Ежицкой вершине, Подлесного стана Шацкого уезда» принадлежало восьми владельцам: князю Михаилу Петровичу Пронскому принадлежали двор помещиков, 39 крестьянских и 19 бобыльских дворов, 3 двора пустых, всего 138 человек крепостных; князю Михаилу Ивановичу Коркодинову — двор помещиков, 2 двора людских, 6 — крестьянских, 4 — бобыльских, 4 — пустых, всего 65 крепостных; а также служилые люди Нестеровы: П. Г. Нестерову — двор помещиков и бобыльский (писано за ним то поместье по государевой грамоте 1617 года); М. В. Нестерову — двор помещиков; Григорию, Ивану Большому и Ивану Меньшему Алымовым (детям М.В. Нестерова) — два двора помещичьих, 4 — крестьянских, один бобыльский, 19 человек в них. Всего в селе имелось тогда 93 двора и 222 крестьянина мужского пола.

Как можно видеть из вкладной записи, один из сыновей М.В. Нестерова был священником в церкви Дмитрия Солунского и Парасковии Пятницы. Запись интересна и своей датировкой, так как выводит к первому упоминанию храма предшественника, который был, скорее всего, деревянным. Известно упоминание церкви Дмитрия Солунского в окладной книге церквей Шацкого уезда за 1676 год, где записано: «в селе Нестерове церковь Дмитрия Солунского»[2]. К постройке этого храма и его судьбе наверняка имели отношения именно Нестеровы, таккак небесным покровителем имени Нестор считался мученик Нестор Солунский (около 306 года), ученик святого Димитрия Солунского. Таким образом, данная запись уводит первую датировку храма в 1639 год.

[1] Органова Н. М. Пителинский район. //Города и районы Рязанской области: Историко-краеведческие очерки. Рязань, 1990. С. 242.

[2] Там же.

Оставить комментарий