Всю тяжесть и боль войны жители Лыткарино ощутили сполна с первых же ее дней. В стране было введено военное положение. Повсеместно началась мобилизация. В ряды защитников Отечества встали более 300 работников Лыткаринского Завода зеркальных отражателей. Из деревенских семей почти все мужчины призывного возраста были мобилизованы. Многие, не подлежавшие призыву, добровольно уходили на фронт. Среди них были и юноши — выпускники школы №1 поселка Лыткарино. Наряду с мужчинами на защиту Отечества ушло и немало женщин. Они служили в войсках ПВО, связи, разведке, в летных войсках, выносили раненых из боя и выхаживали их в госпиталях. В ПВО служил и Заболоцкий Петр Кузьмич. Он приехал в Лыткарино по комсомольской путевке из поселка Аркуль Кировской области на строительство города в 1934 г. Он строил первые финские дома. А позже стал «вербовщиком» и других строителей, а также был первым прорабом. В 1937 г. его призвали в армию, и он поступил в школу командиров. В 1939 г. Петр вышел из нее лейтенантом и служил в ПВО до 1942 г.
В октябре 1941 года фашисты были уже в непосредственной близости от столицы. Не исключалась возможность захвата врагом ближайших к ней населенных пунктов и его прорыва в Москву. Для уничтожения возможных вражеских десантов в Люберцах был сформирован Ухтомский истребительный батальон, насчитывавший 480 бойцов, среди которых были и жители Лыткарино: В. Измайлов, Ф. Сафонов, А. Егунов, М. Фуфурин и другие.
12 октября 1941 года Государственный комитет обороны принял решение о создании системы оборонительных сооружений вокруг Москвы, получившей наименование Московской зоны обороны. Под особую охрану была взята зона, прилегающая к Москве с запада и с юга.
Были подготовлены к уничтожению 1119 предприятий Москвы и Московской области (в том числе 412 предприятий, имевших оборонное значение).
Московская зона обороны включала в себя внешний оборонительный рубеж Москвы, восточный фланг которого проходил по нашей местности, а также северный и южный сектора обороны внутри столицы. Одновременно с работами по созданию оборонительных сооружений велись и другие подготовительные оборонительные работы, такие как подготовка важнейших промышленных предприятий к разрушению, подготовка к взрыву городских мостов с использованием реки- Москвы как естественного оборонительного рубежа, подготовка системы канала Москва-Волга и Московско-Окского речного бассейна в интересах обороны города.
Решение этих задач было связано с рядом серьезных трудностей. В распоряжении командующего войсками Московского военного округа специальных инженерных частей не было, отсутствовали подготовленные в военном отношении кадры технических руководителей, не хватало инструментов (лопат, кирок и т.д.). Однако предстояло в короткие сроки выполнить огромный объем работ.
Выход из создавшегося положения был найден в том, что Генштаб Красной Армии разрешил использовать часть состава эвакуирующейся из Москвы Военно-инженерной академии им. Куйбышева Красной Армии. Одновременно было принято решение о мобилизации гражданского населения для выполнения оборонительных работ. Участие населения г. Москвы и Московской области приняло характер героической эпопеи.
В Люберецком районе оборонительная линия шла от левого берега Москвы-реки в Капотне через Люберцы на Кожухово, где соединялась с линией Балашихинского района и состояла из противотанковых рвов, надолбов и ежей. Строили ее 6000 человек, мобилизованных со всех предприятий района. Всего же в строительстве различных рубежей обороны вокруг Москвы приняли участие 30 тысяч жителей Люберец и прилегающих к ним поселков и деревень.
Враг стремительно приближался к столице. Поселок Лыткарино сразу же стал прифронтовой зоной. Вражеские самолеты все чаще и чаще стали появляться над территорией поселка и завода зеркальных отражателей, имевшего стратегическое значение. Каждый освещенный объект становился целью удара. Линия обороны проходила вдоль Москвы-реки от Петровского, через Лыткарино, до Тураево.