Во время ночного налета с 28 на 29 октября на столицу одна из фугасных бомб упала во дворе Генштаба на улице Кирова. Осколками бомбы были убиты 3 шофера и еще ранены 15 человек. После этого сотрудники Генштаба переместились в метро. Фугасная бомба, сброшенная вражеским самолетом на Московский университет, повредила Аудиторный корпус, здание Научной библиотеки имени А.М. Горького и разрушила памятник М.В. Ломоносову.
Еще одна фугасная бомба попала во двор арсенала Кремля, где разрушила две лестницы, выходящие во двор, а также башенный кран, леса и установленную опалубку на строительстве восстанавливаемой части здания.
Другая бомба была сброшена на здание нынешней Администрации Президента России на улице Старая площадь, дом 4. Пострадал левый передний угол дома.
2-я немецкая танковая армия из района Мценска вышла к Туле с наступлением морозов. В своих воспоминаниях генерал-полковник Вермахта-Гейнц Вильгельм Гудериан писал: «29 октября наши головные танковые подразделения достигли пункта, стоящего в 4 км от Тулы. Попытка захватить город с хода натолкнулась на сильную противотанковую и противовоздушную оборону и окончилась провалом, причем мы понесли значительные потери в танках и офицерском составе.»
Противник начал наступление в районе села Ярополец, пытаясь прорвать оборону курсантского полка и выйти к шоссе Волоколамск-Клин. Бои шли весь день. Не выдержав ударов превосходящих сил противника,1077-й стрелковый полк отошел на новые рубежи. Над курсантским полком нависла угроза окружения. В силу сложившейся обстановки по указанию К.К. Рокоссовского курсантский полк в ночь на 30-е октября, оставив Ярополец, перешел на новый рубеж по линии Поповкино-Утишево-Харланиха-2, продолжая удерживать шоссе Волоколамск-Теряево-Клин.
Бои шли уже в 80–100 километрах от Москвы. Гитлер требовал во что бы то ни стало захватить столицу до начала зимы. Для нового наступления на столицу командование группы армий «Центр» развернуло 51 дивизию, в том числе 13 танковых и 7 моторизованных. Перевес в силах оставался на стороне вражеских войск: в людях в 2 раза, в артиллерии – в 2,5 раза, в танках – в 1,5 раза.
Войска Западного фронта остановили войска противника на рубеже восточнее Волоколамска и далее по pекам Нара и Ока до Алексина.
Директивой командования Западного фронта предписывалось: «Разрушить все шоссе, прилегающие к переднему краю обороны, и шоссе, которыми противник пользуется для своего маневра на глубину до 50 км. Разрушения поддерживать непрерывно. Обязательно уничтожить все мосты».
Войска Калининского фронта в центре и на правом фланге вели оборонительные бои, отбивая атаки частей ржевской и старицкой группировок противника; на левом фланге в районе города Калинин продолжали атаки против калининской группировки неприятеля.
К этому времени завершилась Можайско-Малоярославецкая операция.
А в это время, по воспоминаниям Игната Григорьевича Подгайского в Лыткарино люди продолжали рыть противотанковый ров от Петровского до Усадок. Он проходил ниже деревни Лыткарино. Теперь от этого рва ничего не осталось. Он зарыт.
Эта огромная масса людей днем работала, а на ночь размещалась в крестьянских домах деревни Лыткарино. Размещение это проводилось принудительно, по законам военного времени. Но деревня Лыткарино не могла разместить всех людей, работавших на сооружении линии обороны. Поэтому люди из близлежащих населенных пунктов: Титово, Андреевки и других уходили на ночь к себе, а еще часть людей была размещена в бараках завода зеркальных отражателей. Все люди, работавшие на постройке оборонительных сооружений в Лыткарино, довольствовались в двух столовых: в столовой завода на Усадках, и в столовой совхоза «Петровское». Продукты отпускались государством из фонда обороны страны.
Трудящиеся Каширы, которая исстари была крепостью на Оке, на дальних южных подступах к столице также создают надежные оборонительные полосы.
31 октября на одном из участков Калининского направления дальнобойная батарея под командованием лейтенанта Беликова разгромила вражеский аэродром и уничтожила 14 вражеских самолётов.
На Западном фронте артиллерийское подразделение комиссара тов. Немирова смогло отбить атаку противника и уничтожило 59 неприятельских танков, 2 фашистских самолёта и около 600 автоматчиков врага.
Наши авиачасти, действующие на Западном и Южном фронтах, в течение 31 октября уничтожили более 40 немецких танков, 10 танкеток и около 400 автомашин с пехотой и военными грузами, а также 30 полевых орудий. Эти авиачасти сожгли штаб танкового соединения врага, взорвали склад с боеприпасами, уничтожив 2 полка вражеской пехоты и 2 каввзвода.
К этому времени враг выдохся на всех направлениях, в том числе и на подступах к Москве и ему нужен был отдых.
Октябрьское наступление немецко-фашистских войск на Москву потерпело провал. Противник был вынужден перейти к обороне на линии Селижарово, Калинин, Тула, Новосиль.
Верховное Главнокомандование, готовя контрнаступление под Москвой в первых числах ноября приняло решение о формировании 10 резервных армий. Одновременно были намечены меры по усилению фронтов новыми войсковыми соединениями и маршевым пополнением.
Осташевские партизаны провели операции по уничтожению высокопоставленного чиновника гитлеровсокой армии в селе Спасе.
Жители столицы и окрестностей продолжают воздвигать на улицах баррикады, доты, стальные надолбы, роют противотанковые рвы.
Дети и подростки наравне со взрослыми роют окопы и устанавливают противотанковые ежи на подмосковной земле. Рыл окопы, как и многие другие лыткаринцы вблизи поселка Фуфурин Павел, 15-летий паренек. Осенью 1941 года подростку пришлось оставить школу и пойти работать в колхоз. Вместе со взрослыми он пахал землю, возил на лошадях с полей собранный урожай, заготавливал корма для скота. Позднее в ноябре 1943 года его, 17-летнего паренька, мобилизовали в армию. Он воевал на 1-м Белорусском фронте. В составе 34-ой мотострелковой бригады принимал участие в освобождении Варшавы, в прорыве обороны противника в Пруссии и в наступлении на Берлин, штурмовал последний оплот фашистов. Павел Александрович был награжден орденом Отечественной войны I степени, а также медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» и другими.
2 ноября Советскими войсками были отражены атаки вражеского 24-го мотокорпуса на Тулу. Немецкие войска на Западном фронте остановились у деревни Бурцево и Юшково, в 18 километрах юго-восточнее станции Кубинка Белорусской железной дороги.
В свет выходит первый номер подпольной газеты осташевских партизан «Сталинский путь». Газета знакомила население с истинным положение на фронтах.
3 ноября Генерал армии Георгий Константинович Жуков потребовал строить деревоземляные огневые точки (дзоты) не только на переднем крае, но и в глубине обороны. Особое внимание уделить созданию противотанковых районов на участках Серпухов, Наро-Фоминск, Кубинка, Звенигород, Истра, Новопетровское, Акулово, Теряево, и еще в 11 пунктах.
Волоколамский райком ВКП(б) и райсовет депутатов трудящихся выпустили листовку с обращением к населению этого района. В этом обращении рассказывалось об обстановке, которая сложилась после оккупации района. Они призывали помочь партизанам. В с. Ильинское немцы жестоко убили и повесили партизана-разведчика Андрея Дитятина, члена правления колхоза, депутата и секретаря сельсовета. Партизаны Боровского района Московской области пустили под откос эшелон противника с боеприпасами и вооружением на железной дороге Брянск-Малоярославец. Колхозникам Можайского района немецкие войска объявили о роспуске колхозов и разборе колхозного имущества. На территории Можайска действует немецкая полиция, которая производит изъятие у населения теплых вещей и продуктов питания.
4 ноября две разведывательно-диверсионные группы из войсковой части 9903 под командованием Соколова и Пахомова перешли линию фронта в районе Волоколамска.
Войска Калининского фронта, прочно удерживая занимаемые позиции на правом крыле и в центре, противодействовали попыткам врага форсировать реки Тьма и Волга на участке Савино – Черкасово.
В районе Бор противник переправил до батальона пехоты и занял район Городня.
Войска Брянского фронта под командованием уроженца села Шилово Саратовской области, генерал-майора Г.Ф. Захарова, вели бои с частями 2-й танковой и 2-й полевой армий противника в районах Тулы и Курска, укрепляли занимаемые рубежи и производили переформирование частей.