Меднолитая пластика — это замечательное и до конца не исследованное явление русской художественной культуры, имеющее тысячелетнюю историю. Определяя значение медных крестов, икон и складней в жизни русского народа, Ф.И. Буслаев, известный филолог и искусствовед XIX в., писал: «Это были святыни самые удобные для перенесения, прочные и дешевые; потому они и доселе в большом употреблении в простом народе…» . Эти слова с полным правом можно отнести к любому региону России, в том числе и к Московской губернии, где на протяжении XVIII — XX вв. не только почитали меднолитые образа, но и занимались их производством.
Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери»
Россия XIХ в.
Медный сплав, литье. 41×17,3
На трех створах в прямоугольных клеймах представлены праздники: Благовещение, Рождество Христово, Рождество Богородицы, Введение Богородицы в церковь, Сретение Господне, Богоявление, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Христово (Сошествие во ад), Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа, Успение Богородицы. На четвертой створе: Поклонение образу Богоматери Тихвинской с предстоящими преподобным Александром Свирским и преподобным Кирилом Белоезерским в верхнем ряду, Владимирской с предстоящими Максимом юродивым московским чудотворцем и Василием блаженным в верхнем ряду, московскими святителями Алексием, Петром, Ионой, Филиппом в нижнем ряду, Смоленской с предстоящими преподобным Антонием Печерским и преподобным Феодосием в верхнем ряду и Знамение с предстоящими Антонием Римлянином, преподобным Леонтием Ростовским в верхнем ряду.
В фигурных навершиях размещены следующие сцены: Распятие Христово с предстоящими (подпись: «Распятие Господа нашего Исуса Христа»), «Троица Новозаветная» (подпись: «Возшедшаго на небеса и седящего одесную Отца»), Крестовоздвижение (надпись: «Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня»), Похвала Богоматери (надпись: «Образ похвалы Пресвятыя Богородицы»). С обратной стороны на одной из створа («Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня») находится литой орнамент, обрамляющий изображение Голгофского восьмиконечного креста с головой Адама под ним и орудий казни на фоне Иерусалимских стен. Вверху над крестом в овальном медальоне имеется надпись: «Кресту твоему поклоняемся и святое воскресенье твое славим».
Основные мотивы этого крупного скульптурно-пластического растительного орнамента – листья аканта, бутоны, парные птичьи головки – генетически связаны с московскими гравированными листами (в частности, Леонтия Бунина).