Деревни Лыткарино, Тураево, Верхнее Мячково и Андреевка издавна были связаны тесными экономическими и родственными связями. Лыткаринцы еще помнят то время, когда в Андреевку можно было попасть, перейдя Москва-реку через Андреевский шлюз, а подростки тайком от родителей бегали туда смотреть на процесс шлюзования речных судов. До 2012 года через него проходил пешеходный проход, люди ходили по нижним поворотным воротам шлюза. Зимой 2011-2012 проход закрыли, взамен была организована переправа на судах на воздушной подушке.
Река Москва и ее притоки в древности были полноводными и активно использовались в качестве судоходных путей, но в середине XIX в. обмелевшая река перестала удовлетворять потребности быстро развивающихся промышленности и торговли.
В 1873 году царским правительством было принято решение о шлюзовании реки. В период с 1874 по 1877 годы, во время правления императора Александра II, «Товариществом Москворецкого туерного пароходства» на реке Москве были построены шесть деревянных разборчатых плотин системы Поаре и шесть шлюзов, соединявших Москву и Коломну: Перервенский, Бесединский, Андреевский, Софьинский, Фаустовский и Северка.
«Туером» (от фр. toueur), он же цепной пароход, называли особый вид речного судна, буксир, движущийся вдоль уложенной по дну цепи или троса. Гидроузел «Андреевка» входит в состав Московско-Окской речной системы с 1877 года.
После 40 лет эксплуатации гидроузлов стало очевидно, что необходима реконструкция сооружений, так как многие деревянные части пришли в негодность. 17 ноября 1916 года по распоряжению правительства с главноуправляющим имениями князей Барятинских потомственным Почетным гражданином Владиславом Константиновичем Гилевичем был заключен договор сроком на 6 лет «на разработку бутового, облицовочного и штучного камня и щебня в карьерах Петровского заповедного имения князей Барятинских для работ по переустройству Москворецкой системы». В соответствии с договором, правление Московского округа путей сообщения арендовало земли имения, а управление имениями предоставляло ему право на проведение надлежащих изысканий залежей камня на всей площади имения, за исключением лишь занятых усадьбой и постройками. Заключенный договор давал арендаторам право на прокладку по земле имения Петровское железнодорожных надземных или подвесных путей для перевозки добытого камня или щебня к месту склада и разработки, а также к ближайшей железнодорожной станции и до реки Москвы для погрузки его в вагоны и на суда.
В этот же день между двумя сторонами был заключен еще один договор – о строительстве на территории заповедного имения Петровское порохового погреба «на предмет хранения в нем минного пороха в количестве 252 пудов, необходимого Правлению округа при разработке каменных карьеров, для работ по переустройству Москворецкой системы».
Начатая работа до революции не была завершена. Но так как шлюзовая система Москвы-реки считалась важным стратегическим объектом, то в 1918 году советское правительство продолжило реконструкцию шлюзов.
Фронт работ был велик, и рабочей силы требовалось немало: всего в те годы на указанных объектах трудились около 3 тыс. человек, для которых рядом с карьером в лесу были выстроены бараки. Строительство обслуживал гужевой транспорт – сотни лошадей, которым требовался фураж.
Так как работы по переустройству Москворецкой системы были признаны правительством «срочно военными» и имели военно-стратегическое значение, то УРМСу были предоставлены особые права и льготы. Испытывая недостаток и перебои в снабжении продовольствием и фуражом, руководство УРМСа ходатайствовало перед правительством о передаче под свое руководство имения Петровское. Предполагалось использовать луговые массивы имения для заготовки сена лошадям, а на пахотных землях выращивать овощные культуры для рабочих. В апреле 1920 года вопрос о передаче имения в распоряжение УРМСа был решен. Получив в свое распоряжение имение, УРМС назначил туда своего управляющего по фамилии Травин. На землях бывшего имения был организован совхоз Райкомвода.
По причине войны и разрухи снабжение рабочих продовольствием было скудным, но люди радовались и этому. По воспоминаниям К.П. Горюнова, Управление регулярно выдавало пайки своим работникам и членам их семей, благодаря чему население Лыткарино и окрестных сел легче других пережило голод 1920-х годов. Размер пайка был невелик, но выжить помогал.
Работы по постройке новой плотины на близлежащем к Лыткарино Андреевском шлюзе были начаты в 1920 году. В рапорте производителя работ инженера Ковакина указано, что в работах задействовано 298 человек, 10 лошадей. Лесные материалы доставляются по реке, «кроме того, производится вырезка леса из Мячковской рощи… Необходимый для работ камень прибыл из Лыткарино в трех барках-гусянах. … При работах имеется амбулатория, где работает врач (по совместительству) и фельдшер».
В 1921 году произошла реорганизация отрасли, и УРМС вошел в состав Управления работ по капитальному ремонту Народного комиссариата путей сообщения (НКПС). Объем работ в лыткаринских карьерах заметно сократился, численный состав работников на второе полугодие 1921 года уменьшился втрое и составил около тысячи человек. Часть работ по разработке карьеров была передана отдельным лыткаринским артелям.
На 2 декабря 1922 года Земельный отдел Московского уездного Совета назначил аукционные торги на часть построек усадьбы Петровское, занятых УРМСом. Совхоз Райкомвода в Петровском продолжил свою работу, а в бывшем усадебном доме князей Барятинских ненадолго разместился ведомственный детский дом «Красный водник» для голодающих.
В январе 1923 года Ухтомским районным Советом были направлены в совхоз проверяющие В.А. Крашилин и П.Е. Аникин, которые выявили большие нарушения в его работе. В акте обследования, составленном в присутствии заведующего совхозом Савельева Ивана Семеновича, было зафиксировано: «Имущество в совхозе расхищается, а именно: продана косилка, к ней 4 ножа и 4 шатуна, 1 тарантас, 1 дом в 12 комнат, причем по кассовой книге продажи значатся. По книгам значатся две коровы английские, на лицо 1 корова, вторая продана на мясо (со слов заведующего). В то же время имеется у заведующего корова, якобы своя, масти коровы принадлежащей совхозу. Смежно с совхозом имеется детский дом Райкомвода. Со слов заведующей детским домом, продукты отпускаются совхозом за наличный расчет и гнилые, а на рынок лучше. По книгам выяснилось, что на рынок товар отпускается дешевле, чем детскому дому…». Заключение проверяющих было строгим и непримиримым: «такие совхозы только подрывают авторитет Советской власти в крестьянских массах». Ухтомский исполком принял решение расформировать совхоз «и за растрату государственного имущества привлечь к ответственности соответствующих лиц».
По окончании ремонта шлюзов Москворецкой системы УРМС был расформирован.
По воспоминаниям начальника гидроузла «Андреевка» Михаила Селезнева: «В 60-х годах прошлого века они были еще раз реконструированы. При этом пришлось вести крупномасштабные земляные работы, пробиваться сквозь скальный грунт, которым так богаты наши края. Причем судоходство не останавливалось, потому что все строили сначала в береге, и только потом сводили и соединяли плотину.
По замыслу архитектора канал должен был проходить прямо, но строители не смогли справиться со скальными породами. Не помогли даже взрывные работы, поэтому русло канала искривлено. В эксплуатацию полностью прорытые и забетонированные шлюзы были сданы в 1965 году. В середине 80-х годов началась перестройка плотин. В среднем продолжительность работ на одной плотине составляла 6-8 лет. На нашем гидроузле строительство продолжалось семь лет. В 1985 году плотина была сдана в эксплуатацию».
В настоящее время гидроузел «Андреевка», состоящий из водосливной плотины и однокамерного судоходного шлюза, является третьим гидроузлом Москворецкой шлюзованной системы, после расположенных выше по реке Перервинского гидроузла (Москва) и гидроузла Трудкомммуна (Московская область, Дзержинский). Ниже расположены гидроузлы Софьино, Фаустово и Северка. Гидроузел обслуживается ФГБУ «Канал имени Москвы».