При Управлении ремонтом Москворецкой системы (УРМС), занимавшейся в окрестностях деревни Лыткарино добычей камня и щебня для реконструкции шлюзов на реке Москве, 10 июля 1920 года была организована лыткаринская партийная ячейка, объединившая рабочих-камнетесов из Гремячево, Угреши, Токарево, Лыткарино и Петровского. Там же появилась и комсомольская организация, состоящая из лыткаринской и петровской молодежи. В 1924 году УРМС был ликвидирован, но партийная и комсомольская организации остались при лыткаринском сельском Совете. Они призваны были стать главной опорой новой власти на местах.
В 1924 году газета «Московская деревня» писала: «В деревне Лыткарино ячейка комсомольцев очень малочисленна: всего 7 человек, но работает она неплохо. Комсомольцы обслуживают всю избу-читальню, которую посещают от 40 до 70 человек в день. Они же руководят кружками.
Силами ячейки была произведена общественная работа: починена дорога в одном месте на деревне и вырыт пруд размеров в 4 куб. сажени для запаса воды на случай пожара. (По воспоминаниям лыткаринских старожилов, еще в 1940-50-е годы у этого пруда стоял пожарный сарай, рядом – щит с пожарным инвентарем: багры, ведра, лопаты. Возле сарая висело било, в случае пожара его звон собирал людей по тревоге — примечание). Комсомольская ячейка пользуется уважением среди крестьян. Комсомольцев выбирают на общественные должности. Председатель крестьянского комитета взаимопомощи, начальник пожарной дружины в деревне – комсомольцы».
Большое место в работе партийных и комсомольских ячеек отводилось в то время массово-политической работе с населением. Важную роль здесь должны были играть библиотеки. В резолюции VIII съезда РКП(б) «О политической пропаганде и культурно-просветительной работе в деревне» был сформулирован развернутый план этой работы среди трудящегося крестьянства: «пропаганда идей коммунизма, распространения общеобразовательных и агрокультурных знаний в деревне». Для этого рекомендовалось проводить для неграмотных крестьян в библиотеках и избах-читальнях громкие чтения. Чтения должны были сопровождаться «наглядными демонстрациями при помощи кинематографа или волшебного фонаря, беллетристическими чтениями и концертными номерами для привлечения большего количества посетителей». Рекомендовалось прикомандировывать к библиотекам и библиотечным объединениям членов партии, выделять лекторов и докладчиков, организовывать при библиотеках кружки.
Центром политической и культурной жизни Лыткарино стал сельский клуб «Новая заря», устроенный в самом центре деревни – в деревянном здании бывшей школы. При этом школа была переведена в «красный дом» – двухэтажное кирпичное здание бывшей людской усадьбы князей Чернышевых.
При клубе была организована библиотека. Известно, что после ареста управляющего усадьбой Петровское Михаила Ивановича Гапонова в 1920 году лыткаринская комсомольская ячейка обращалась к властям с просьбой о передаче ей библиотеки, оставшейся в усадьбе. Возможно именно те книги, принадлежавшие некогда семье князей Чернышевых-Барятинских, и послужили основой для открывшейся вскоре в Лыткарино библиотеки, или «избы-читальни», как тогда говорили.
В 1924 году та же газета «Московская деревня» писала, что лыткаринские комсомольцы ездили в Москву на прием к Надежде Константиновне Крупской, и им «удалось заполучить от нее порядочную библиотечку».
По сведениям Государственного архива Московской области в 1927 году при лыткаринской избе-читальне было четыре кружка: хоровой (38 человек), драматический (26 человек), самообразования (28 человек). Ими руководил избач Сухов. Занималась в кружках молодежь в возрасте от 16 до 23 лет. Двенадцать более старших лыткаринцев занимались в сельскохозяйственном кружке, которым руководил профессиональный агроном.
С 1924 по 1926 год секретарем комсомольской организации и одновременно председателем лыткаринского комитета взаимопомощи был Николай Васильевич Корягин, уроженец деревни Лыткарино. Его отец Василий Сергеевич Корягин с 1906 года до Февральской революции работал рабочим на чаеразвесочной фабрике в Москве, так как малоземелье вынуждало лыткаринских крестьян искать работу на стороне. Н.В. Корягин, 1906 года рождения, был членом лыткаринской артели «Труд» и работал в карьерах на добыче бутового камня. Когда в 1923 году при карьере УРМСа была создана комсомольская организация, Н.В. Корягин стал одним из первых членов ВЛКСМ в Лыткарино.
Набравшись опыта работы в комсомольской ячейке, Н.В. Корягин проявил свои незаурядные способности, возглавляя Лыткаринский сельсовет. С 1 января 1926 года в течение трех лет он был его председателем. При нем в деревне построили пожарный сарай-конюшню, сделали новое шоссе длиною в 1 километр, провели электрификацию деревни. Для детей ежегодно организовывались детские ясли, активно работала изба-читальня. Как вспоминает сам Н.В. Корягин: «За всю эту работу я получил премию и благодарность от Ухтомского ВИК. Работы по электрификации деревни Лыткарино засняты на кинопленку приезжавшей в Лыткарино в 1926/27 гг. киносъемочной группой, и эта кинолента демонстрировалась потом в кино-журнале на всех экранах страны. Кроме того, о работе, проделанной в Лыткарино в 1926-1928 гг., неоднократно писалось в московской газете «Московская деревня».
Главными проводниками линии партии в развертывании хозяйственной и культурно-просветительской работы в Лыткарино были первые местные комсомольцы: Василий Петрович Урусов, Борис Дмитриевич Курбесов, Николай Васильевич Корягин, Илья Михайлович Кораблев, Иван Иванович Фуфурин, Сергей Егорович Карасев и другие. По воспоминаниям лыткаринцев, в разные годы секретарями ячейки были активные комсомольцы: В.П. Урусов, Н.В. Корягин, И.И. Кнышков.