Хорошо известный всем лыткаринцам портрет героя Отечественной войны 1812 года Александра Ивановича Чернышёва кисти художника Джорджа Доу, украшающий в настоящее время Военную галерею в Эрмитаже, был спасен гвардейскими солдатами при пожаре, который случился в Зимнем Дворце в 1837 году.
Военная галерея в Зимнем Дворце в Санкт-Петербурге была задумана императором Александром I в память о победе Российской державы над Наполеоном и была открыта 25 декабря 1826 года по старому стилю, в день, ставший в Российской империи со времен Отечественной войны 1812 года ежегодным праздником.
Военная галерея была создана по проекту архитектора Карла Росси на месте существовавших ранее нескольких небольших комнат в середине парадной части Зимнего дворца между Белым (позже Гербовым) и Большим тронным (Георгиевским) залами, рядом с дворцовым собором.
Условием размещения портрета в Военной галерее было участие в боевых действиях против наполеоновских войск в 1812—1814 годах в генеральском чине, либо производство в генералы вскоре после окончания войны за отличия, проявленные в боях. В декабре 1819 года списки были предоставлены Главным штабом специальному аттестационному комитету, созданному 18 (30) августа 1814 года для аттестации генералов, достойных включения в Военную галерею. В августе 1820 года аттестационный комитет закончил свою работу.
В утвержденном списке значилась фамилия Александра Ивановича Чернышева, заслужившего полное право быть представленным в пантеоне героев Отечественной войны 1812 года.
К открытию галереи многие портреты ещё не были написаны и на стенах были размещены рамы, затянутые зелёной тканью, с именными табличками. По мере написания картины размещались на своих местах. Большинство портретов писалось с натуры, а для уже погибших или умерших персонажей использовались портреты, написанные ранее. Однако для тринадцати умерших героев войны 1812 года изображений не нашли; в связи с этим отведённые для них места затянуты зелёным шёлком.
Пожар, начавшийся в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года, бушевал более трех суток и уничтожил убранство всех залов, в том числе и Военной галереи. Но ни один портрет не пострадал, они были вынесены из огня гвардейскими солдатами. Новая отделка галереи была выполнена по чертежам В. П. Стасова. Архитектор внёс некоторые изменения, придавшие галерее торжественно-строгий и более внушительный облик: длина галереи была увеличена почти на 6 м, а над карнизом разместились хоры — обходная галерея.
Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Кроме
портретов, написанных Джорджем Доу и его ассисентами Поляковым и Голике, в галерее уже в 1830-х годах были помещены большие конные портреты Александра I и его союзников — короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца I, а также портреты чинов роты дворцовых гренадер и две батальные картины Петра Хесса.
В 1949 году, к 150-летию А.С. Пушкина в Военной галерее появилась мраморная доска со строками из
стихотворения «Полководец» (отрывок):
У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, — а все плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики.
Из них уж многих нет; другие, коих лики
Еще так молоды на ярком полотне,
Уже состарились и никнут в тишине
Главою лавровой…
1835 г.