Цикл публикаций «Здравствуйте, дорогие мои…» Петрин Алексей Филиппович

Петрин Алексей Филиппович (1923-1944)

Его имя носила пионерская дружина школы №37, а в дальнейшем Гимназии №1 города Лыткарино. Лучший оратор, лучший ученик, он во всем был лучший. Заводила, прекрасный организатор — это все об Алексее Филипповиче Петрине.

Родился Алексей в 1923 году в д. Песочное, Ульяновского района, Орловской области. Рос Леня, именно так его все называли, на радость маме и папе спокойным, смышленым пареньком. Рано проявились его организаторские способности, за ним всегда толпами ходили мальчишки. Леня всегда умел их чем-нибудь заинтересовать. В школу он пошел сразу во второй класс, и учеба Петрину давалась легко, особенно арифметика. Кроме Лени (он был старшим) в семье было еще трое детей. Когда Алексею еще не было и десяти лет, у него умерла мама. Через некоторое время отец во второй раз женился, и в семье появилось еще трое ребятишек. Отец с семьей переехал в Лыткарино, когда началось строительство Завода зеркальных отражателей.

Алексей Петрин в верхнем ряду второй слева

Алексей к тому времени окончил 5 классов, а в  шестой класс уже пошел в Лыткаринскую среднюю школу. Жили Петрины на Усадках, в одном из опустевших после переселения деревни домов.

Шуплякова Елизавета Дмитриевна, заведующая учебной частью, учитель биологии, классный руководитель выпуска 1941 г.

Семья была большая, денег не хватало, жили бедно. Шуплякова Елизавета Дмитриевна, заведующая учебной частью, учитель биологии и классный руководитель, вспоминала, как Алексей однажды отказался идти на общешкольное мероприятие, так как у него просто не было приличных брюк, и Елизавета Дмитриевна отдала Лене брюки своего сына, которые купила накануне. В то время обучение в старших классах (8-10 классы) было платным и родительский комитет класса хлопотал, чтобы Леня, как отличный ученик и старший из семи детей в семье, обучался бесплатно, за что Леня был очень благодарен.

Как вспоминали все учителя, работавшие в то время в школе, самым престижным делом тогда для молодежи было – хорошо учиться. Если в классе появлялся отстающий – это был позор и для отстающего, и для всего класса. Между классами были соревнования по успеваемости. Алексей часто выступал в роли помощника для тех учащихся, у которых были трудности с учебой.

Еще в феврале 1941 года Леня и его одноклассник Володя Курбесов начали оформлять документы в Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф.Э. Дзержинского, находилось оно в Ленинграде. 20 июня прошел выпускной вечер в школе.

Из воспоминаний Шупляковой Елизаветы Дмитриевны: «Торжественно прошел выпускной вечер 20 июня 1941 года. Это было трогательное прощание учащихся с родной школой. 22 июня прозвучала страшная весть о начале войны. Учащиеся моего класса были призывного возраста и должны были немедленно явиться на призывной пункт, а комсомольцы 9-го класса были вскоре мобилизованы на тыловую работу и направлены под Смоленск. Уходили мальчики защищать Родину с большим подъемом и энтузиазмом и решили держать связь по почте через меня. Обещание свое сдержали. В годы войны у нас велась переписка о боевой жизни на фронте и самоотверженной работе на трудовом фронте».

А 1 сентября Алексей Петрин и Володя Курбесов приступили к занятиям в г. Правдинске, куда было эвакуировано училище. Из писем Алексея Петрина узнаем, что и в училище он был одним из лучших

Абрамович Клавдия Алексеевна, учитель русского языка и литературы

учеников. Он переписывался со своими учителями  — уже знакомой нам Шупляковой Елизаветой Дмитриевной и учителем русского языка и литературы Абрамович Клавдией Алексеевной, с которой у него были очень теплые отношения.

После прохождения ускоренной двухмесячной общевойсковой подготовки Петрину Алексею присваивается звание старшины I статьи. В ноябре 1941 года из города Правдинска Горьковской области, вместе с другими курсантами первого курса он был направлен в Приволжский военный округ на формирование 85-й морской стрелковой бригады. В составе этой бригады 1 января 1942 года Петрин прибыл на Карельский фронт. Из письма Алексея Петрина: «Спешу послать Вам свой пламенный красноармейский привет из далеких карельских лесов в родное и любимое Лыткарино. Когда я прибыл из училища в часть, меня назначили старшиной роты. За новую работу я принялся с утроенной энергией и успешно с ней справлялся. Так прошло с месяц. Потом политруком и комиссаром части был назначен заместителем политрука. На этой должности нахожусь и сейчас. Работа почетная. На мою долю выпала честь нести большевистское слово в красноармейские ряды. Сюда приехал в начале января. Недели две были на фронте, а теперь наша часть на отдыхе. Часто провожу политзанятия, беседы и политинформации».

Алексей Петрин (слева) с боевым товарищем

В ноябре 1942 года Алексея направляют на обучение политработников в Ивановское военно-политическое училище. После прохождения курсов в училище Алексей, по всей видимости был отправлен в 303 сд., которая участвовала в освобождении Харькова вфеврале-марте 1943 года (безуспешно), а затем в августе 1943 года. В Комнате боевой славы Гимназии №1 хранится письмо от школьников поселка Каменная Яруга Харьковской области, в котором сообщается, что в освобождении их села принимал участие старший лейтенант, секретарь бюро ВЛКСМ, Петрин Алексей Филиппович 1923 г.р. За боевые заслуги, за мужество и героизм, проявленные в боях с немецкими захватчиками Алексей Филиппович Петрин был награжден Орденом Отечественной войны II степени.

В ходе боевых действий он был ранен, т.к. следующее письмо Алексей прислал из госпиталя, расположенного в городе Камышин. 17 ноября 1943 года оттуда он написал, что через несколько дней отправляется на фронт. К сожалению, пока не удалось выяснить дальнейший воинский путь Алексея Петрина. В последнем письме от 1 февраля 1944 года он пишет: «Я постараюсь приложить все свои силы и сделать все от меня зависящее для того, чтобы как можно быстрее разбить обнаглевших фашистов, приблизить конец окончательного разгрома. И, думаю, что свое обещание, данное на прощальном вечере мы выполним, если, конечно, будем живы».  Алексей Петрин был повторно ранен и умер от ран 6 октября 1944 в эвакуационном госпитале № 296. Похоронен в Таджикистане, г. Пяндж Курган-Тюбинской обл., где вероятно находился госпиталь.

Сохранилось 7 писем Алексея Филипповича Петрина, адресованные родителям, учителям, однокласснице. Письма озвучены, чтобы их прослушать нужно нажать на кнопку проигрывателя.

Лыткаринский музей благодарит Гимназию №1 г. Лыткарино за материалы Комнаты Боевой славы.

Письмо 1. (Абрамович К.А.)

15/Х-41

Здравствуйте, дорогая Клавдия Алексеевна!

         Спешу послать Вам в далекое, но родное и любимое Лыткарино свой чистосердечный привет. Вчера вечером получил я от Вас письмо, за которое весьма Вам благодарен. Письмо Ваше я имел удовольствие прочесть вместе с Вовою Курбесовым. Он приехал в училище в конце сентября и сразу же начал заниматься. На фронте он участвовал в трех сражениях с немцами, но для него все обошлось благополучно. На пути из Л-да [Ленинграда] случилась неприятность с ним и его товарищами, но тем не менее он все же остался жив. Сейчас мы учимся на разных факультетах, он на дизельном, а я на паросиловом. Поэтому же и живем друг от друга в 2-х километрах. Он живет в бараках, в соседней деревне, а я в кинотеатре поселка. Учебное же здание как от меня, так и от него находится, примерно, на одинаковых расстояниях. С ним часто вижусь во время перерывов. А вчера смотрели вместе кино «Весенний поток» и вспоминали, как это же кино мы смотрели на Усадках.

         Из приехавших вместе в Вовкою на нашем факультете организовали новую группу, но на дизельный ф-т было принято всего 2 человека в те группы, которые занимались уже раньше. Занятия вообще на I курсе начались с 17 сентября. Поэтому у Вовы имеются некоторые отставания, которые придется ему подогнать самостоятельно. Но дело осложняется еще тем, что времени для самоподготовки дается очень и очень мало. На нашем ф-те в среднем 2,5 часа в день, у Вовки немного побольше из-за того, что у них распорядок дня немного другой. Лекции по общеобразовательным предметам нам читают 7 часов в день, кроме того, 2-3 часа читают наши специальные предметы. Затем много времени уходит на культурно-массовую и политико-воспитательную работу. Одним словом, день наш рассчитан так, что ни одна минута не уходит даром. Условия в училище хорошие.

         Теперь о моих делах в учебе. За прошлую неделю я написал первые три контрольные работы. По начертательной геометрии получил «хорошо», а по остальным еще неизвестно. Вчера у нас в группе проходил семинар по изучению истории ВКП(б). На семинаре я получил тоже «хорошо». Насколько трудно получить оценку «хорошо» по  истории можно судить из следующего факта. Семинары прошли во всех группах дизельного и паросилового факультета на I курсе. И из всех групп моя оценка является пока-что 2-ой оценкой «хорошо». Дело в том, что за добросовестное, полное изложение лекции или «краткого курса» больше тройки получить нельзя. Желающим выступить на семинаре вопросы дают заранее, при выступлении разрешается пользоваться конспектами. Но при освещении того или иного вопроса требуется материал изложить интересно для аудитории, и по этому вопросу сделать те или иные самостоятельные выводы, чего еще многие из студентов сделать не умеют.

Однако я чувствую, что сделанные мною доклады по литературе и истории в школе, очень во многом мне сейчас помогают. И за то, что школа дала мне такие навыки, я очень благодарю всех преподавателей, и в первую очередь Вас, Клавдия Алексеевна. Ибо Вы постоянно обращали мое внимание на литературность языка, которым я делал доклад, на плановость и глубокое содержание доклада. А все это как раз от нас сейчас и требуют (подчеркнуто автором письма). Дело в том, что мы сейчас изучаем основы марксизма-ленинизма не ради изучения, а ради применения его в жизни. От нас прежде всего требуют, чтобы мы были умелыми агитаторами, чтобы мы, как будущие командиры флота, умели любой вопрос осветить ясно и понятно своим подчиненным. И, безусловно, некоторые навыки в этом я получил уже в школе.

         Да, о школе, о дружной семье нашего класса я часто вспоминаю и вижу, что школьные дни уже больше не вернутся, но дружба наша никогда не угаснет. Об этом же мне пишут и Коля Фуфурин, и Толя Трофимов, и Валя Сотникова, и Ира Скородумова, и думаю, что такого же мнения и все остальные члены нашего класса.

         Признаться, меня тоже очень беспокоит положение Коли Черныховского и Сережи Матюнина, но я уверен в них, что они геройски защищают наш славный город Ленина. И если мы попадем в такую же обстановку, то уж будьте уверены, дорогая Клавдия Алексеевна, что все честно постоим за свою Родину. Вопросам подготовки к этому я уделяю как можно больше времени. Я научился отлично стрелять из винтовки и пулемета, продолжаю овладевать новейшими видами оружия. Надеюсь, что все это мне пригодится в недалеком будущем.

         От Юрия в конце сентября я получил пару открыток, ответил ему вдвое больше, и теперь на днях жду ответа.

         Я очень рад, что Вы сообщили мне адрес Елизаветы Дмитриевны. С каким удовольствием я ей сейчас напишу письмо!

         Да, я совершенно было позабыл. Передайте от меня мой самый чистосердечный привет Хахалиной (уж Вы простите, Клавдия Алексеевна, я совсем забыл ее имя). Я очень благодарен ей за ту заботу, которую она проявила, чтобы я имел возможность окончить 10 класс.

         Передавайте всем привет, учителям и учащимся. Желаю вам всем успехов в работе.

         С приветом Ваш воспитанник Петрин.

Письмо 2. (Шупляковой Е.Д.)

31/X-1941 г.

Добрый день или вечер!

Здравствуйте, дорогая Елизавета Дмитриевна. Недели три назад я послал Вам свое первое письмо, на которое с нетерпением ждал ответа, но напрасно, его почему-то все еще не последовало. И теперь, если оно и прибудет сюда в ближайшие дни, то его уже и не получить, ибо завтра я покидаю Правдино. Перед этим Вам надобно знать, что сегодня приказом Наркома Военно-Морского флота мне присвоено звание старшины I-ой статьи. Это для меня, как и для других моих товарищей, явилось полной неожиданностью. Дело в том, что звания эти достаточно высоки, если сравнить продолжительность нашей службы и наши звания в ней. Например, у нас роте до сегодняшнего дня звание старшины I-ой статьи имел только один старшина роты. Все же помкомвзводы и командиры отделений имеют звания старшины 2-ой статьи.

Отсюда мы направляемся в место формирования новых морских частей, так что, кем там нас назначат, это еще неизвестно.

Вова Курбесов тоже едет вместе со мной.

Письмо 3. (Абрамович К.А.)

9/III-1942 г.

Здравствуй, многоуважаемая, дорогая и горячо любимая Клавдия Алексеевна!

         Спешу послать Вам свой пламенный красноармейский привет из далеких карельских лесов в родное и любимое Лыткарино.

         Простите, дорогая Клавдия Алексеевна, что долго не писал Вам о себе, о своей жизни и деятельности. Получилось так, что у меня создалось впечатление, будто бы Вы выехали в Алма-Ату вместе с Юрием. И лишь только вчера из письма от Виктора Курбесова  я узнал, что Вы и Алексей Павлович по-прежнему работаете в Лыткаринской школе. Сегодня я рад написать Вам немного о себе.

         Когда я прибыл из училища в часть, меня назначили старшиной роты. За новую работу я принялся с утроенной энергией и успешно с ней справлялся. Так прошло с месяц. Потом политруком и комиссаром части был назначен заместителем политрука. На этой должности нахожусь и сейчас. Работа почетная. На мою долю выпала честь нести большевистское слово в красноармейские ряды. Сюда приехали в начале января. Недели две были на фронте, а теперь наша часть на отдыхе. Повышаем свою боевую и политическую выучку. Часто провожу политзанятия, беседы и политинформации. Все знания, которые получил и в школе, и в Высшем Военно-морском ордена Ленина инженерном уч-ще им.Дзержинского, сейчас приносят мне большую пользу во всей моей работе.

         В переписке с друзьями часто вспоминаем о школе, об Вас, об Е.Д. и обо всех наших учителях. И таких счастливых дней как те, которые были в Лыткарине, наверно мы больше не встретим. Прошло уже больше 8 м-цев, как кончили мы учиться в школе. Но когда вспоминаешь о школе, то кажется , что это было вчера (подчеркнуто автором письма). И много таких случаев, которые сохранились в памяти до мельчайшей детали.

         Но, дорогая и любимая Клавдия Алексеевна, сейчас я на защите Родины. Память о Вас и о родном Лыткарине, память о нашей дружной семье, воодушевляют меня на борьбу с немецкими захватчиками. Я буду вечно помнить о Вас и обо всех мне столь близких людях. Но если Родина моя в опасности, если народу моему угрожает рабство, моя жизнь для меня ничто. Я никогда не задумаюсь в интересах Родины пожертвовать ею.

         Я хочу быть достойным воспитанником лыткаринской школы, ее столь замечательных учителей. Я, наконец, хочу быть Вашим достойным воспитанником (подчеркнуто автором письма).

         Сейчас у меня кроме основной работы много и общественной. Я секретарь ротной комсомольской организации и первый заместитель секретаря комсомольского бюро батальона. Со всей работой справляюсь успешно, ибо Лыткаринская школа дала мне большую практику в работе с людьми. Опыт прежней работы дал возможность завоевать мне авторитет. Мое образование помогает мне в работе.

         Дорогая Клавдия Алексеевна! Меня очень интересует Ваша жизнь и работа, деятельность Лыткаринской школы, а так же жизнь и учеба Юрия. Из писем от Иры, Коли Фуфурина и Вити Курбесова я узнал о печальном положении Анатолия Трофимова, но об Юрии они не упоминают. А у Толи действительно положение трудное. Отец в армии, помощи ждать неоткуда. Но с этим он упорно боролся, а вот болезнь усложнила и без того трудное положение. Коля послал ему 100 руб., я тоже как получу жалованье вышлю руб. 200. Сейчас у меня нет денег, т.к. я недавно выслал отцу 78 руб., а получаю пока 250 руб. Для него я чем могу окажу помощь.

         Немного странно мне кажется то, что в письме пишут будто Николай Черныховский немного зазнается, не хочет вести переписку с друзьями и вообще мне не понятно его поведение. Я ему написал письмо, как только получил адрес его от Иры, и когда получу ответ буду крепко «говорить» с ним.

         До свидания, Клавдия Алексеевна. Желаю успехов в работе и жизни. Крепко жму руку. Ваш Алексей Петрин.

Мой адрес: Полевая почтовая станция 979. 2-й стр. б-н. 212. Петрину Алексею Филипповичу.

Письмо 4. (Абрамович К.А.)

Апрель 1942 г.

Неописуемо рад Вашему письму, Вашей весточке из Лыткарино.

Оно мне дорого, потому что, читая его я вспоминаю годы своей юности, проведенные в Лыткаринской школе месте с Вами. Оно мне дорого, ибо читая его, я ощущаю Вашу материнскую заботу и любовь ко мне и теперь. Когда прошло десять месяцев со дня выпуска нас из школы, когда я далеко от Вас.

Да, прошли годы золотой юности, когда вы, дорогая Клавдия Алексеевна, немало сил клали на наше воспитание и обучение. Теперь прошли эти школьные годы, и наступили дни суровой самостоятельной жизни. В новых условиях это большое дело. Ведь, по словам «Правды». Ведь, живые большевистские слова стоят на вооружении Красной Армии наравне с танками и самолетами.

В беседе с бойцами протекает повседневная моя жизнь. Скоро буду писать Вам и о своей боевой деятельности. Нахожусь от передовой очень близко. Слышна пулеметная и минометная стрельба, а позади нас бьет ас, через наши окопы артиллерия по врагу.

Прошу Вас, дорогая Клавдия Алексеевна, передать мой привет Хахалиной (простите, имя ее боюсь перепутать), ее дочерям Нине и Жене, Алексею Павловичу, Марии Сергеевне.

На днях получил письмо от Вовки. Дошло оно очень быстро, кажется, что мы где-то близко друг от друга. Он жив и здоров, по-прежнему достает «языков». Сегодня написал Юрию, но ответ наверное будет месяца через полтора, поэтому прошу Вас, если будет что нового о нем, то пишите мне.

Ну пока, дорогая Клавдия Алексеевна. До скорой встречи!

Крепко жму Вам руку, желаю всего наилучшего. Будьте счастливы! С приветом Ваш А. Петрин

Письмо 5. (однокласснице Скородумовой И.)

18/XI-1942 г.

Здравствуй дорогая Ира!

Спешу сообщить тебе, что в Иваново прибыл вчера утром, доехал благополучно. Со вчерашнего дня нахожусь в училище. Условия и жизнь в училище мне не знакомы еще, так что что-нибудь сообщить об этом не могу. Сейчас продолжаю оформлять документы, сегодня же иду в наряд (в очередной). Как будет свободное время, напишу подробно письмо. Скажу только одно, что в город не увольняют, из окна общежития видна одна улица да крыши домов, а со двора клочок неба. Выводы делай сама. Ну пока! Будь здорова и счастлива. Крепко жму руку! Леша!

Москва, Пос. Сокол, ул. Врубеля, дом 6. кв.11

Скородумовой Ираиде Федоровне

Иваново (областной). Часть 231 Петрин Ал.

Письмо 6. (Письмо родителям)

17/XI-1943 г. Камышин

Здравствуйте, дорогие мои и любимые папа и мама. Посылаю вам свой чистосердечный привет и желаю самого наилучшего в Вашей дальнейшей жизни.

Здравствуйте, дорогие мои братишки Андрюша, Витя и Женя и мои милые и дорогие сестренки Шура, Маша и Ниночка!

Сообщаю Вам всем, дорогие мои, что я жив и здоров. Чувствую себя хорошо. В госпитале уже нахожусь последние часы. Теперь настало время снова ехать на фронт. Ждите писем из части.

Дорогие мои, уезжая на фронт, хочу оставить вам память о себе и посылаю свое фото. Правда, вышло оно плоховато. Может быть и не совсем похож на себя, но все же это маленькое фото несколько напомнит Вам обо мне, а может быть оно будет последним. Кто знает, что ожидает меня впереди?

Ну пока, мои дорогие. До скорой встречи. Обо мне не беспокойтесь. Ждите писем с фронта. Если будет нужно, вышлю и с дороги.

Жму ваши руки и крепко целую ваш Леша.

Привет Наде.

Письмо 7. (Шупляковой Е.Д.)

1/II- 1944 г.

Привет с фронта!

Здравствуйте, наш любимый преподаватель, воспитатель и наш друг Елизавета Дмитриевна! Получил сегодня Ваше письмо, за которое сердечно Вас благодарю. Большое спасибо Вам за оказанное мне внимание. Я до глубины души тронут Вашим письмом, что Вы не забываете своих учеников, своих воспитанников.

Я постараюсь приложить все свои силы, сделать все от меня зависящее, для того, чтобы как можно быстрее разбить обнаглевших фашистов, приблизить конец окончательного разгрома. И думаю, что свое обещание, данное на прощальном вечере, мы выполним, если конечно будем живы.

Немного о себе:

Сейчас мы не воюем. Вот уже 2 месяца как мы отдыхаем. Но скоро, вероятно, снова пойдем в бой защищать нашу Родину. Очень часто вспоминаю нашу дружную школьную семью учеников и учителей. Незабываемые годы. Эти наилучшие годы юности никогда не забудутся, и вместе с этими годами никогда не забудется Ваш образ – воспитателя, учителя, близкого друга.

Еще и еще раз благодарю Вас за Ваше внимание, оказываемое Вами в школе и в настоящее время. Вы навсегда останетесь в нашей памяти как вторая мать, воспитавшая нас и выпустившая в жизнь подготовленными и образованными.

Я всегда вспоминаю Ваши наказы и советы, а они сейчас играют большую роль в моей жизни. Если я чуть несерьезно отнесусь к своим обязанностям, то из-за этого можно напрасно погубить технику и людей. Поэтому приходится относиться очень серьезно, тщательно обдумывая каждую деталь своих действий. На этом кончаю. Передавайте привет Игорю и Юре.

С приветом Ваш ученик (подпись)

Оставить комментарий