Семейный архив Дмитрия Владимировича Евдокимова принесла в Лыткаринский историко-краеведческий музей его дочь Раиса Дмитриевна Захарова. Она передала фотографии отца, документы военного времени и самое ценное — 8 писем, написанных на фронте.
Евдокимов Дмитрий Владимирович родился в 1911 г. в деревне Лучки Валдайского района Ленинградской области. Его родители работали в колхозе. В семье было трое детей: старшие сестры Аграфена и Нина, и сам Дмитрий. До войны он закончил офицерскую школу и получил звание старшего лейтенанта. Как кадровый офицер, был призван на фронт в самом начале войны в 1941 г. В это время него уже была своя семья — любимая жена Нина и дочка Раечка (7 ноября 1933 г.р.) Когда Дмитрия Владимировича призвали на фронт, он попрощался со всей большой семьей, а жена провожала его до Валдая, чтобы побыть с ним хотя бы еще чуть-чуть. Семилетняя дочь Рая уже понимала, что такое война.
Зимой 1941 года семью эвакуировали в Сибирь. По воспоминаниям Раисы Дмитриевны, «ехали они 1 месяц и
5 дней. Днем стояли в лесу, ночью ехали в товарном вагоне, где было холодно и они очень мерзли. Тетка дала в дорогу бутылку подсолнечного масла и мешок сухарей. Мы с мамой Ниной Петровной за счет этого и выжили«. Помнит станцию Лом по дороге, где им разрешили выйти из вагона. «Кругом воронки, убитые, ноги, руки. Когда приехали в Томск, поразила тишина и покой. В Томске жила родня, дядя по отцовской линии. Мама устроилась на работу в булочной. Хлеб давали по карточкам». Там Раиса в возрасте 9 лет пошла в школу, в 1 класс. Как только научилась писать и читать, стала писать папе письма на фронт. В 10 лет она ходила помогать в госпиталь – писать письма, читать книжки раненным. У нее был подопечный дядя Коля, без рук и без ног. Она писала от его лица письма родным. Через 2 месяца он умер, а Рая запомнила его на всю жизнь. О гибли отца узнали из письма друга отца. Мама скрывала это от дочери. Оделась во все черное и постоянно плакала, дочь стала расспрашивать ее и узнала о смерти отца.
После школы Раиса пошла учиться в авиамоторный техникум в Москве на строителя. По его окончании в 1955 году была распределена в Лыткарино в трест Особстрой-2. Она участвовала в строительстве жилого фонда города Лыткарино. Один из объектов, на котором работала Раиса Дмитриевна, был дом 7/7 по улице Первомайская. Наверху под крышей выложена звезда, которой не было в чертежах. Пока она была на совещании в конторе, бригада каменщиков (бригадир Кусов Валентин) из ФЗО самовольно выложил звезду. Главный инженер треста Особстрой-2 Ульянов Михаил, (Попов Леонид- управляющий трестом) при объезде объектов увидел звезду и потребовл ее разобрать. А Раисе Дмитриевне грозили выговором. За нее заступилась бригада, говоря что она не виновата. В результате всех простили, а Кусов сказал, ну ладно может в этом доме будет какое-нибудь гос. Учреждение. А теперь там находится Администрация города.
Лыткаринский музей благодарен Раисе Дмитриевне Захаровой за переданные документы об отце, которые помогают сохранить память о Великой Отечественной войне для потомков. Письма Евдокимова Дмитрия Владимировича адресованы жене и отдельно дочери, их интересно читать, есть в них и стихи собственного сочинения.
Евдокимов Дмитрий Владимирович служил в звании лейтенанта в 370 стрелковой
дивизии 1230 стрелкового полка на Северо-Западном фронте. В 1943 году он командовал взводом противотанковых ружей. Евдокимов Дмитрий Владимирович погиб 18 августа 1943 года в боях за город Старая Русса, в сентябре 1943 года награжден посмертно Орденом Отечественной войны II степени. В письме от боевого товарища Харитонова Федора Георгиевича его жене рассказано, как именно погиб Евдокимов Дмитрий Владимирович.
Письмо от командира о награждении Евдокимова Д.В.
16 мая 1944
Уважаемая Нина Петровна.
Высылаем Вам орден Отечественной войны II степени, которым посмертно награжден ваш муж. Лейтенант Евдокимов Дмитрий Владимирович, участник неоднократных боев с немецко-фашистскими мерзавцами. Ваш муж Дмитрий Владимирович являлся образцом мужества, бесстрашия и беспредельной преданности Родине. В любых условиях боя он никогда не терялся, беспощадно истребляя немецких бандитов. В бою за город Старая Русса во время наступления 18.8.43 года Ваш муж Дмитрий Владимирович пал смертью храбрых. Дмитрий Владимирович погиб, но образ его и сам он живет бессмертно в нашем боевом коллективе. Мы помним его, когда идем в наступление на врага и вспоминаем его в короткие минуты передышки. Нина Петровна, наш боевой коллектив выносит Вам свое глубокое соболезнование по поводу безвременной гибели Вашего мужа Дмитрия Владимировича и желает Вам многих лет жизни и здоровья.
Командир 1230 с.п. Майор Манохин
Зам. Командира полка по н.ч. Майор Давтян
Письмо 1.
26 мая 1943 г.
Здравствуйте мои дорогие жена Ниночка и дочь Раечка, шлю я вам свой боевой привет и крепко целую много много раз. Ниночка, пишу письмо с Лучек, представилась возможность, которой я очень и очень доволен, побывать дома, навестить старушек и посмотреть на Лучки. На другое место службы мы проезжали через Окуловку, где я по разрешению старшего слез и с Окуловки пришел домой. Пробуду один день сегодня, иду на Валдай, мне нужно доехать до Болагоя, где меня ждут товарищи, откуда и поедем на новое место службы, они в Болагое ждут поезда: полные сутки, а чего ждать. В Болагое лучше побывать. Ниночка, привет тебе от всех родных и знакомых.
Как я выжил будем знать только мы с тобой – просто ты умела ждать, как никто другой. Ниночка, как приеду на новое место сразу напишу адрес, а сейчас по старому не пиши. Сейчас проверил свой велосипед и проехал на нем до Погостихи, ездил в сапожную мастерскую, служить придется вероятно недалеко от дома, напишу когда устроюсь. Сейчас пойду в баню и вечером направлюсь в Валдай. Пока до свиданья мои дорогие, с нетерпением жду того радостного дня, нашей победы, и нашей встречи. Мама обижается, что вы не пишете, с февраля месяца они не получают от вас писем. Привет Раечка тебе от Толечки, от старенькой бабы Лены и Пани, от тети Кати, с приветом Митя.
Раечка, бабушки просят чтобы ты писала.
Письмо 2.
14 июля 1943 г.
Привет с фронта моей милой жене Ниночке и дочери Раечке. Ниночка, не дождавшись твоего ответа пишу тебе письмо, я уже и со счета сбился сколько написано тебе писем, а ответа от тебя не получал, но в этом я тебя не виню, это причина моего переезда. Я не думаю, чтобы ты не ответила на мое письмо, ты не из таких, которые быстро забывают своих мужей и не пишут им письма, увлекшись кем-то другим, временным удовольствием, которое в настоящий момент вредно и не нужно. Я надеюсь, что ты дождешься меня, не запятнав ничем своей верности ко мне. Мы с тобой еще должны встретиться, тогда когда отгремят последние выстрелы отечественной освободительной войны, когда от этих последних выстрелов упадет последний оккупант нашей любимой родины, тогда мы и должны встретиться, и продолжать нашу семейную жизнь, а сейчас наша задача отдавать все наши силы за общее дело по разгрому немецких захватчиков. Я с оружием в руках на фронте буду громить коричневую чуму, ты в тылу будешь помогать мне своим честным трудом, будем вместе мстить за все его зверства, и за то что он нас разлучил, вот уже третий год как мы с тобой живем в разлуке, и ждем того радостного дня, нашей победы и нашей встречи, этот долгожданный день наступит, и для нас. Хотя я и на фронте нахожусь, но жди меня и я вернусь. Миленькая, хотя я нахожусь уже третий год без тебя, но я никак не могу привыкнуть, все привыкнуть, все время вспоминаю тебя и скучаю без тебя, так бы и слетал к тебе хоть на несколько минут. Смотрю твои фотокарточки ежедневно. Домой то мне удалось съездить навестить старушек, в этом я очень доволен. Но самое дорогое в моей жизни, это ты Ниночка и дочурка Раечка, и очень жаль, что я с вами не могу встретиться. Когда я был в Лучках, оттуда взял несколько фотокарточек, взял карточку, на которой ты с куней сфотографированы, которую просматриваю ежедневно. Ты вероятно забрала все карточки, с собой я хотел взять карточку, на которой сфотографированы мы с тобой, я в военной форме. Ниночка, если есть у тебя фотокарточки, которых у меня нет, вышли пожалуйста. Я тебе выслал бы, но негде сфотографироваться. Раечка, чего же ты не пишешь папе как ты поживаешь, я жду, пиши как слушаешь маму, и чем сейчас занимаешься. Ниночка, я прошу тебя, пиши дорогая почаще, я очень и очень жду милых для меня твоих писем. Я тоже постараюсь писать почаще, не говоря уже о количестве написанного, ты сама должна понимать, что не всегда удастся и написать, сядешь писать начнет враг обстреливать и приходится свертывать свою писанину. Нинусенька, пиши как поживаешь, ходишь ли в кино и театр, и с кем? Сообщаю что я пока себя чувствую неплохо, но скучаю по тебе моя дорогушечка. До свиданья мои дорогие, крепко целую вас и жду ответа, привет всем кто знает меня.
Мой адрес: Полевая почта 28165-М Евдокимову Д.В.
Приписка на полях: Я просил тебя выслать мне адрес папаши Васи, и пани, а также и Клавы.
Письмо 3.
23 июля 1943 г.
Здравствуйте мои дорогие жена Ниночка и дочь Раечка, пишу я вам письма каждый день, а ответа нет и нет. Ниночка, ты очень много задолжала мне писем. На каждое полученное от меня письмо ты должна дать ответ. У меня будет к тебе просьба, о которой я писал тебе и раньше. Вышли мне пожалуйста адреса, какие ты имеешь родных и знакомых, такие против которых ты не будешь противоречить, чтобы я имел переписку, а также вышли фотокарточки, которых я не имею при себе. Пока и все. До свиданья мои дорогие, жду ответа и крепко целую. Митя.
Письмо 4.
1 апреля 1943 г.
Здравствуй милая дочурка Раечка, шлю я тебе свой отцовский боевой привет и много наилучших пожеланий в твоей жизни, а главное успеха в учебе. Раечка, письмо я твое получил и сразу пишу ответ. Когда мне его передали, я не понял, кто же его написал, незнакомый почерк, когда стал читать, только узнал что это появился новый корреспондент, что это пишет Раечка. Вот ты какая молодец. Как хорошо написала папе письмо, пиши доченька чаще, не забывай папу. Пиши как живешь, как учишься, пишут ли бабушки и как живет мама. Я пока живу хорошо, только скучаю по вам с мамой. Раечка, посылаю тебе стихотворение, ты его не теряй, береги на память, когда пройдет война разобьем фашистов, будем жить все вместе, ты вспомнишь что это стихотворение писал папа во время войны. До свиданья доченька, пиши чаще, целую, твой папа, передай привет маме.
На память дочке Раечке!
От папы 1.4.43 г.
В блиндаже у нас горит печурка,
Я еще дровишек подложу.
Ты письмо прислала мне, дочурка:
«Приезжай. Я в первый класс хожу».
На страничке клетчатой бумаги
Милые каракули твои
Влили столько силы и отваги,
Что не мог их в сердце утаить.
Ты, дочурка, вырастешь большая.
Все вокруг познаешь и поймешь,
И архив отца перебирая
Ты тетрадь походную найдешь.
И в стихах войны воскреснут громы.
Вот ушел отец в далекий путь.
Долго ты смотрела за ворота
И слезинки падали на грудь.
Думаешь, что твой отец не хочет
Приголубить дочку приласкать
Я пришел бы, но война грохочет.
Чтобы жить — должны мы убивать.
Может всякое в бою случиться
В эту ночь, когда свинец метет,
В эту ночь, когда так сладко спится,
Твой отец от пули упадет.
Но страна родная сиротою
Не допустит, чтоб осталась ты.
Битвы отгремят и над землею
Вырастут чудесные цветы.
Маленькая, резвая шалунья,
Ты сорвешь их нежно и любя…
Знаешь, дочка? Вот такую юность
Я и завоюю для тебя…
С приветом твой папа Евдокимов
Письмо 5
31 июля 1943 г.
Здравствуйте мои милые, жена Ниночка и дочь Раечка, шлю я вам свой боевой фронтовой привет, и желаю успеха в вашей жизни и работе. Миленькая, сообщаю что письмо твое я получил, которого так давно ждал, примерно с апреля месяца. Я уже думал, что ты забыла меня, при возможно хорошей создавшейся обстановке на вашем женском фронте? А такие случаи бывают, и очень часто, у женщин, которые меняют семейные интересы, на свое временное, и к тому же вредное удовольствие. Я приведу пример. Со мной служит один командир, ему пишет 12-летний его сын. Папа, у нас есть дяденька, который у нас живет и спит с мамой, как и ты спал, но он мне не нравится, ты был лучше. Безусловно жены найдут себе временных заменителей, почему временных, а потому что сейчас война, а после войны этот вопрос усложнится, а дети отцов никогда. Те жены, которые променивают свою честь на временные личные интересы, променивают своего мужа, защищающего свою любимую родину с оружием в руках, который борется за счастливую будущую жизнь своей семьи и всего советского народа. На какого-то мужчину, который стремится использовать женщину ради своих интересов. Таким женщинам которые не думают о будущем, от мужей фронтовиков пощады не будет, их семейная жизнь будет нарушена навсегда. Сейчас этим делом заниматься не время. Я не хочу тебя отнести к таким, нет. Я уверен, что ты честно будешь ждать меня. Жди меня и я вернусь. Ниночка, ты пишешь, что получила от меня три письма, а отписала одно, значит два за тобой. Миленькая, я об этом уже думал, когда писал письмо, что ты удивишься, что я писал из Лучек. Я очень доволен, что побывал дома, но очень жаль, что там не было тебя, через что я еще сильнее расстраивался, вспоминая прошедшие дни, когда мы бывали в Лучках с тобой вместе, но ничего, я надеюсь что мы снова будем вместе с тобой там, где я одиноко вспоминал о тебе. День победы над заклятым врагом приближается, и день нашей радостной встречи не далек. Ниночка, ты пишешь, что какой бы я не был, чтобы приезжал к тебе. Миленькая, у меня нет никакого сомненья о том, чтобы не приехать домой какой бы не был, я вполне уверен, что ты меня всегда примешь как мужа, несмотря ни на какие мои недостатки, которые могут быть получены в процессе сражений с коварным врагом. Конечно, нежелательно получить физические повреждения, которые могут вывести из строя с боевой семьи защитников родины, я желаю быть здоровым и уничтожить коричневую чуму до полного ее уничтожения, вернуться к тебе моя дорогая, крепкий, здоровый, закаленный в боях, чтобы продолжать нашу мирную счастливую жизнь. Но не нужно забывать русскую пословицу, что не живи как хочется, «а как судьба предскажет». Война есть война. Ниночка, ты мало пишешь о своей жизни. Как живешь, ходишь ли в кино и с кем и т.д. Я пока жив и здоров и вам того желаю, пиши дорогая чаще.
До свиданья мои милые, целую крепко ваш Дима.
Письмо 6
31 июля 1943 г.
Здравствуй милая дочурка Раечка, я пишу тебе отдельным письмом, и желаю, чтобы и ты папе писала свои письма. Я на тебя обижаюсь, почему ты не пишешь, писать ты можешь, но не хочешь. Ты же мне одно письмо написала за два года, вот так дочь как любит папу. Папа защищает родину, бьет немцев, борется за счастливое твое детство, чтобы тебе дочурка лучше жилось. А ты даже письмишка папе не хочешь написать. Раечка, я прошу что бы ты писала мне письма. Пиши как поживаешь, как учишься, хотя в школу и не ходишь, а учиться все равно надо. Читать, писать и тд. Подготовлять себя к школьным знаниям. Пишут ли бабушки и ты пишешь ли им. Пиши обо всем буду ждать. До свиданья, дочурка, с приветом твой папа.
Письмо 7
4 августа 1943г.
Привет с фронта моей любимой жене Ниночке и дочери Раечке. Пишу письмо под гром снарядов и свист пуль, сижу в землянке, пишу и мечтаю под артиллерийскую канонаду, но ничто не может помешать моей мечте, даже фашистские снаряды, все мои мысли они улетают к тебе моя дорогая, в мечтах о тебе я вспоминаю счастливые дни. Но ничего, они наступят снова. Я кончаю писать и снова ….боевые дела, еще сильнее разгорается злоба к фашистским разбойникам, которые нарушили нашу счастливую мирную жизнь, еще крепче рука сжимает автомат. Я буду мстить палачам за все их злодеяния, до полного их уничтожения. Ниночка я посылаю тебе 500 руб денег, как получишь напиши, писать больше некогда, до свиданья мои дорогие, целую крепко ваш Дима.
Письмо сослуживца Харитонова Ф.Г.
Фронт 24.9.43г.
Уважаемая Нина Петровна! Получил вашу открытку. Неужели мое письмо дошло до Вас быстрее, нежели официальное извещение? Мне очень тяжело было сообщать об утрате Дмитрия, но каково же Ваше то горе!… Не хочу Вас нисколько утешать. Ведь как же можно здесь утешить!? Какой удар обрушился на Вас, Нина Петровна, и дочурку Раю.
Помню, незадолго до боя, Дима лежал как-то рядом со мной, долго разговаривали о семейной жизни, а потом стали рассматривать его фотокарточки. Уж больно дочь-то похожа на папу.
Ведь как иногда на фронте бывает: сейчас только жив был, а вот уж его и нет среди нас. Очень быстро и просто. Трудно писать о всем, что происходит во время жаркого боя. Какие только не происходят тяжелые случаи, но самое тяжелое – это смерть лучшего друга. Так вот произошло и у нас. Дело было в августе месяце. Ранним утром началось наступление.
В этот же день и нашли тело Дмитрия. Странная у него смерть – нет нигде ни ранения, ни ударов. Хоть бы одна царапинка где. Недалеко от него – средней величины воронка от разорвавшегося снаряда. По-видимому, Дима умер от общей контузии. Вы спрашиваете, был ли он ранен или умер сразу. По-моему, был несколько жив, так как успел заткнуть ухо ваткой: текла из правого уха кровь. Лицо у него и у мертвого осталось спокойным и без всякого изменения.
Похоронен в отдельной могиле у д. Иванково, Старо-русского района. На памятнике сделана надпись: лейтенант Евдокимов Д.В. Легко можно найти и кладбище и его могилу. Не так уж много теперь осталось до полной победы над врагом.
Враг еще имеет силу, но гибель гитлеровской Германии приближается с каждым днем. Вот уже наши и прижали извергов-фрицев к Днепру, вот-вот будет освобожден Киев. Не пришлось Дм. Владимировичу дождаться праздника освобождения всей земли. Возможно и я не доживу, но Вы помните о нас, фронтовиках и знайте, что за Вашу жизнь и счастье народа мы не перед чем не остановимся.
Приписки на полях: Пишите, как у вас сложится с дочуркой жизнь.
Приписки на полях: Не отчаивайтесь: берегите себя и дочь.
С приветом старший лейтенант Харитонов Федор Георгиевич.