ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ВСЕ СИЛЬНЕЕ СМЕШИВАЕТСЯ С ОБЫЧНОЙ. ЭТО ПРИВОДИТ К РАНЕЕ НЕВОЗМОЖНОМУ, НАПРИМЕР К СИНТЕЗУ QR-КОДИРОВАНИЯ, 3D-FLASH И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ. А В ИТОГЕ, НАПРИМЕР, МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ИНТЕРАКТИВНУЮ ЭКСКУРСИЮ ПО ЛЮБОМУ ИЗ ГОРОДОВ МИРА
ТЕРМИН «дополненная реальность» появился в начале 90-х годов прошлого столетия и означает комбинацию реальных объектов с виртуальными элементами. Уже давно известные элементы дополненной реальности — это вспомогательные приемы телетрансляций спортивных состязаний — например, траектория полета мяча или шайбы, наложенная на поле, или линии, показывающие положение вне игры. А в последние годы популярность приобретает дополнение реальности с помощью QR-кодов.
По сути, QR-код — это обычный штрихкод, только содержащий больший объем информации. Появившись в Японии в 1994 году, QR-код быстро завоевал сердца азиатских жителей. С его помощью они не только получают сведения о том или ином реальном объекте (например, здании или музейном экспонате), но и покупают товары-для этого достаточно лишь отсканировать код камерой обычного телефона. Товар с этим кодом попадает в корзину, дальнейшие действия те же, что и при покупке в привычном уже онлайн-магазине.
В 2018 году подобный QR-шоппинг собираются ввести в московской подземке. По аналогии с метрополитеном Сеула на станциях планируют поставить стенды с изображениями товаров и их стоимостью; для оформления заказа достаточно будет отсканировать QR-код, присвоенный тому или иному продукту, сформировать корзину, подтвердить факт покупки и ждать товар дома.
Но уже сейчас использование этой технологии набирает обороты. «QR-коды все чаще появляются на товарах в магазинах и других объектах: например, на рекламных постерах, листовках — как правило, для того, чтобы адресовать пользователя на мобильное приложение или мобильную версию сайта», — рассказывает Михаил Асавкин, менеджер проектов в «Яндекс».
QR-коды в музеях
В числе первых QR-коды в нашей стране стали использовать те, кого обычно считают консерваторами, — музеи. Набрав в поисковике соответствующий запрос, вы получите довольно внушительный перечень музеев (от музея-заповедника Казанского кремля до Государственного Дарвиновского музея и Русского музея), применяющих этот код в самых разных вариациях.
Новой технологией оснащают, как можно было бы подумать, не только центральные и крупные хранилища, но и региональные музеи. В Лыткаринском историко-краеведческом музее (Московская область) технологию QR-кодирования стали применять в конце прошлого года. «В основном ориентируемся на молодежь, пользующуюся Интернетом и всевозможными мобильными устройствами, то есть на тех, у кого есть возможность считать QR-код и распознать “зашитую” в нем информацию, — рассказывает заместитель директора Лыткаринского музея Максим Ремезов. — И если мы начинали прежде всего с рекламы и объявлений, то теперь планируем присваивать QR-код и некоторым экспонатам». По словам Ремезова, главная задача на этом этапе — приучить людей пользоваться QR-кодом и заинтересовать молодежь: «В привычном виде текстовая информация интересует молодых людей в меньшей степени, но вот QR-код вряд ли их оставит равнодушными: по крайней мере приток посетителей за счет использования этой не затратной в финансовом отношении технологии уже ощутим».
Дневник путешественника
А можно ли в код «зашить» не только текстовую, но и графическую информацию? Можно, решили в компании «Каледин и Партнеры» и предложили проект-приложение «Дневник путешественника» для социальных сетей. Этот проект попал в десятку победителей на конкурсе идей по информатизации Москвы (организатор — Департамент информационных технологий г. Москвы) и уже включен в план информатизации столицы.
Как работает приложение «Дневник путешественника»: найти QR-код на стене здания, сфотографировать QR-код, получить информацию о здании на смартфон.
Идея проекта состоит в следующем: турист, прогуливаясь по улочкам, скажем, Арбата, сканирует камерой мобильного устройства QR-код, размещенный на том или ином доме, затем отправляет его на сайт «Дневник путешественника», а в ответ получает текст с описанием данного дома и исторической справкой. В личном же дневнике пользователя, который выполнен в виде двухмерной карты города, возникает 3D-модель этого дома.А на персональной странице пользователя Facebook или Вконтакте появляется запись «Я был здесь!», сопровождаемая ЗD-моделью данного дома и подробным его описанием. Исторические справки, к примеру, по зданиям на улице Арбат может готовить Библиотека истории русской культуры и философии «Дом А.Ф. Лосева».
«Представьте, — рассказывает директор компании Иван Каледин, — что считывание QR-кода — это процесс, аналогичный фотографированию. Только вместо фотографии пользователь получает ЗD-модель здания, которую можно рассмотреть в деталях со всех сторон. К модели присоединена историческая справка, насыщенная различными медиаматериалами, — не только текст, но и фото, видео, аудио».
Для построения ЗD-модели, максимально похожей на реальный объект, требуются обмеренные чертежи фасадов зданий, план здания сверху. «Однако не для каждого строения эти данные можно найти: единого хранилища чертежей у нас нет, — говорит Каледин. — Для получения ЗD-моделей в таких случаях можно использовать лазерный 3D сканер, точность сканирования которого может достигать 5 миллиметров. Подобное оборудование есть, например, в ГУП «Мосгорге-отрест», которое готово выступать в качестве партнера данного проекта». После получения чертежей и фотографий зданий строится интерактивная ЗD-модель. При этом используются современные ЗD-технологии, основанные на том, что обсчет ЗD-графики Производится не на центральном процессоре, а на графическом, что позволяет отображать и обрабатывать сложные ЗD-сцены просто через Интернет, на любом сайте.
Каледин убежден, что основное зерно этого проекта не в том, что используется самая новая технология 3D-flash, а в объединении нескольких новых популярных или только набирающих популярность явлений: QR-кодирования, 3D-flash и социальных сетей. Путешествуя, считывая QR-коды и тем самым застраивая 3D-моделями приложение, размещенное в Facebook, пользователь может делиться информацией с друзьями.
Какое будущее ждет данную технологию — покажет время. По мнению Михаила Асавкина, такое использование QR-кодов — всего лишь переходный этап до момента, когда технологии позволят распознать любой объект безо всяких кодов. «Массовая аудитория не привыкла к таким сервисам. Скорее, это история про IT-специалистов. Например, Яндекс использует QR-коды для регистрации участников на наших конференциях и семинарах — и аудитории это очень нравится», — полагает он. Переходным этапом считает данные коды и Денис Коренев из компании «ЗД Технологии» (она разрабатывает трехмерные интерфейсы для смартфонов и планшетников). В качестве примера он приводит появившуюся недавно возможность по звучащему музыкальному отрывку распознать музыкальное произведение2 (к примеру, технология Audiotag). А по словам Василия Филиппова, руководителя отдела разработки мобильных платформ Яндекса, узнать информацию о том или ином здании уже можно и без кода, а именно «с помощью карты и GPS — как сейчас, например, можно выбрать панораму здания в мобильных Яндекс.Картах».
Что ж, пока специалисты гадают, будет ли эта технология востребована в России, я прогуляюсь по Арбату.
СВЕТЛАНА НЕВСКАЯ
New Scientist / Апрель 2012