Пути, которые мы выбираем

 

«Каждый из нас выбирает, каким путём идти. Остается решить — с кем?» — девиз общественного интернет клуба «Таким путем». Главное что делает сообщество – это учит понимать исторические контексты, собираться вместе и отправляться в путешествия, а затем обсуждать и анализировать увиденное, а главное – «занимать активную жизненную позицию, шебуршиться, не стоять на месте, не спать и не давать спать другим».

В это воскресенье, 24 марта, участники сообщества «Таким путем» прошли путем старообрядчества – исконной ветви русского православия, в рамах туристического маршрута «В гости к тураевским староверам», организованного совместными усилиями Лыткаринского историко-краеведческого музея и Тураевской старообрядческой общины г. Лыткарино. Уже более 350 лет церковный раскол середины XVII века вызывает полемику у многих ученых, историков, философов и пр. На протяжение всего этого времени они пытаются анализировать и осмыслить произошедшие события и их последствия. Однако, для большинства наших современников старообрядчество так и осталось тайной.

Поездка заинтересованного сообщества была серьезным образом подготовлена накануне, лекцией кандидата исторических наук Петра Чистякова, на которой много говорилось о важности получения и сравнения информации из разных источников. В результате посещения музея, храма, а затем и трапезной общины участники поездки получили обширную пищу для размышлений. Прежде всего, у них появилась возможность узнать о старообрядчестве, как говориться, из первых уст, т.е. обратиться к первоисточнику. Познакомиться с общинной жизнью, опытом сохранения своей культуры и традиций.

Музейная экспозиция познакомила участников поездки с историей нашей местности, древними картами, письменными источниками рассказывающим о местных жителях и их занятиях – каменных промыслах, ставших основой благосостояния тураевских крестьян. Отдельно была представлена история церковного раскола XVII века, главными персонажами которой были царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, а также главный противник церковных реформ и идейный вдохновитель старообрядчества протопоп Аввакум. В экспозиции были представлены копии писем написанных протопопом Аввакумом царю, а также одно из первых старообрядческих изданий выдающегося памятника русской средневековой литературы – «Житие протопопа Аввакума». О сложных условиях выживания в условиях гонений поведали фискальные документы XIX века.

Кроме того в музее широко представлены предметы церковного обихода тураевских староверов: облачения, утварь, книги, бережно сохраненные общиной. Этот опыт сохранения вышедших из обихода предметов был высоко оценен гостями. Отдельно экспозиция рассказала о традициях книгопечатания старообрядцев. Здесь представлено богатое книжное собрание Тураевской общины имеющее непростую историю. Представлены книги как начала XVII века, еще дораскольные, так и выпущенные полулегально в XVIII-XIX веках, а также книги периода «золотого века» старообрядчества 1905-1918 гг. Исключительный интерес представляли книги крюковой, знаменной нотации, в большинстве своем рукописные.

Далее экскурсия переместилась в храм общины – церковь Рождества Пресвятой Богородицы, уникальный памятник истории и культуры кон. XIX – нач.XX вв., полностью отреставрированный в 2017 году, изюминкой которого является неповторимый деревянный резной иконостас выполненный в неорусском стиле и выкрашенный темперными красками имитирующими майолику. В храме гости с интересом узнали, что такое лестовка и подручник, а также познакомились с их практическим и богословским смыслом.

Завершилось мероприятие в трапезной общины, где экскурсанты поучаствовали в розжиге угольного самовара и отведали чай с традиционными старообрядческим пирогами и коврижками. За чаем гости посмотрели мультимедийную программу посвященную уникальном памятнику золотного шитья нач. ХХ века – Тураевской плащанице, в которой рассказывается о ее богословском и литургическом смысле, истории реставрации, а также об искусстве золотного шитья. За чаем также состоялось неформальное живое общение где гости смогли задать все интересующие их вопросы о старообрядцах и старообрядчестве в целом.

Оставить комментарий