27 января в России отмечают День воинской славы – день полного снятия блокады Ленинграда. Она длилась 872 дня (с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года) и унесла свыше миллиона человеческих жизней, стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества: от голода и обстрелов погибло свыше 641 тысячи жителей. В течение всех дней город жил и боролся в немыслимо тяжелых условиях. Его жители отдавали последние силы во имя Победы и сохранения города.
Сегодняшние жительницы Лыткарино, которым довелось пережить это страшное время, поделились своими воспоминаниями.
Одной из жительниц блокадного Ленинграда была Евгения Федоровна Корчагина. Она родилась в Ленинграде в 1928 году. Когда Женя пошла учиться в первый класс, родители разошлись. Вскоре у девочки появился отчим, а потом родились два брата – Владимир и Анатолий. С началом Великой Отечественной войны Жене было всего 13 лет. В сентябре 1941 года Ленинград оказался в блокаде. В феврале 1942 года от воспаления легких умерла мама Жени, и она осталась с бабушкой и двумя маленькими братьями.
Неработающему человеку в те годы выдавали по 125 граммов хлеба, а работающему – 250 граммов. Хлеб был сырой и наполовину из бумаги. Чтобы хоть как-то прокормить семью, Женя стала работать на заводе в химико-механической лаборатории. Завод изготавливал мины для фронта. Люди работали без выходных, независимо от возраста строили противотанковые баррикады по всему городу.
Кроме этого каждую ночь они дежурили около подъездов и сбрасывали с крыш домов бомбы-зажигалки. Голод ежедневно косил ленинградцев, трупы не успевали вывозить. Особенно плохо стало, когда сгорели продовольственные склады, где хранились все продукты питания. Люди приходили на это место и собирали обгоревшую землю. Приносили ее домой, заливали водой – она была сладкая. По Ладожскому озеру в город пытались завозить продовольствие, но немцы, видя паром на озере, сразу же его уничтожали.
Чтобы не умереть от голода, бабушка Жени варила во время войны детям из столярного клея холодец. Где-то раз в месяц жителям города выдавали по пол-литра вина, и многие выменивали на него у солдат овес, мололи и делали варево, напоминающее кисель. С началом весны люди немного ожили, ходили на кладбище, где трава появилась очень рано, рвали ее, ошпаривали кипятком, перетирали через мясорубку, жарили из нее оладушки и варили суп. Когда закончилась крупа, на заводе рабочим стали выдавать на обед гороховую кашу, по две столовых ложки один раз в день.
Мужчины из города ездили в лес, привозили оттуда еловые ветки и варили из них отвар, после чего раздавали по одному стакану в день всем желающим. Поездки всегда были опасными, многие попадали под обстрел немецких солдат и погибали.
В квартирах не было электричества, не работал водопровод. Чтобы попить или сварить что-нибудь, растапливали снег. Помещение отапливали буржуйкой, так как дров тоже не было. Приходилось сжигать стулья и мебель.
Люди умирали каждый день, часто прямо на улице. Смерть не обошла ни одну квартиру. Специальные дружины по городу собирали умерших, заворачивали их в простыни и хоронили в общей могиле.
Бабушка Евгении Федоровны определила двух младших братьев в интернат, потому что не в состоянии была за ними ухаживать. Младший там умер от голода.
В 1942 году Евгению Федоровну вместе с бабушкой и братом в принудительном порядке эвакуировали из города в Чувашию. По словам Корчагиной, там они увидели рай. Вещи, которые взяли с собой, выменивали на картошку и хлеб.
После окончания войны Евгения с бабушкой и братом вернулись в Ленинград. Устроилась на работу на тот же завод, где трудилась во время войны. Вскоре она познакомилась с парнем родом из города Лыткарино. Через некоторое время они поженились и переехали туда жить.
Еще одной жительницей блокадного Ленинграда была Кузьмичева Тамара Ивановна 1938 года рождения. Она была третьим ребенком в семье. Папа работал на железной дороге, а мама – воспитателем в детском саду. Помнит, как с началом вражеских бомбежек бежали прятаться. Во время блокады папа умер от ран. Тамара Ивановна попала в детский дом. Оттуда она была вывезена в город Суздаль. 8 июля 1942 года попала в приемную семью. Мама во время войны шила обмундирование и одежду на фронт. А уже после войны ее нашли кровные родственники. Тамара Ивановна закончила школу с золотой медалью и Ленинградский медицинский педиатрический институт с отличием в 1963 году. По распределению попала в Гатчинский район ст. Елизаветино в сельскую больницу, где проработала 4 года. Вышла замуж. А в 1967 году переехала в Лыткарино, где тоже работала детским врачом. В ее семье выросло трое дочерей, 7 внуков и одна правнучка.
До 2000 года Тамара Ивановна Кузьмичева продолжала работать в поликлинике, детских садах и школах. Была награждена знаком «Отличник здравоохранения», медалью «Ветеран труда», знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
Шмаринова Людмила Эриховна родилась 2 марта 1938 года в Ленинграде. Их cемья жила недалеко от Мариинского театра. В квартире жили мама, папа, четверо детей (три сестры и брат) и две мамины племянницы. В воспоминаниях о тех страшных днях всплывают картины, как бежали прятаться в бомбоубежище. Когда Людмиле Эриховне исполнилось 12 лет, семья переехала в Лыткарино. Людмила доучивалась в школе на Песках, а, окончив 10 классов, поступила в Московский Авиационный Моторостроительный Техникум. Работала в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова.
Жердочкина Лидия Архиповна родилась 18 апреля 1930 года в Смоленской области. Мама работала токарем, папа – сельским врачом. В 1939 году папа умер. После его смерти вместе с мамой переехали в Ленинград на улицу Восстания 18, недалеко от Невского проспекта. Когда началась Великая Отечественная война, Лидии было 11 лет. После объявления войны сразу полетели самолеты. Маму забрали на завод Жданова на казарменное положение, который во время войны выпускал снаряды. Зима 1941 года была самая страшная и голодная. Хлеба давали немного:125 г детям и 250 г взрослым. Люди падали от голода на улице. Воздушную тревогу поднимали каждые 15-20 минут. В городе не было ни света, ни воды, ни отопления. На улице стояла температура 30-35 градусов мороза. В школе давали маленький кусочек хлеба размером с грецкий орешек. Воду добывали из талого снега или соскребали со стен иней, таким образом получая хотя бы глоток воды. Через Неву переправлялась на Васильевский остров к маме на работу. Общались с ней через окошко. Мама могла передать кусочек хлебушка и карандаш. Родственница, работавшая в детской поликлинике санитаркой, брала ее к себе на работу, переодевала в чистое, давала болтушку, которая готовилась из картофельных очисток. Люди у кого были силы, собирали трупы и отвозили на Пискаревское кладбище. После голодной зимы наступил 1942 год. Начали эвакуировать раненых, больных, стариков и детей. Нашлась старшая сестра Лидии Архиповны, она жила в Кировской области. Мама к тому времени была уже почти обессиленной, и они с Лидией Архиповной в товарном вагоне отправились из Ленинграда до Ладожского озера. В вагоне получили паек, кашу с маслом и целую буханку черного хлеба. Больше половины людей по дороге умерли. На Ладожском озере их пересадили на баржи. Две впереди идущие баржи были взорваны, их уцелела. На противоположном берегу их встречали женщины с лепешками, которые радовались, что они доплыли. На поезде добрались до Кировской области к сестре в село в эвакогоспиталь, где она работала писарем. Набравшись немного сил, мама устроилась работать посудомойкой. Потом перебрались жить к брату мамы, там Лидия Архиповна закончила 10 классов.
В 1949 году уехала поступать в Ленинградский институт советской торговли имени Ф. Энгельса. Закончив его по распределению попала в Дагестан в Махачкалу. По началу работала ревизором. Со временем стала главным бухгалтером. Вышла замуж. Своих детей не было. В 2002 году продав жилье в Дагестане переехали в Лыткарино. Два года назад муж умер. Но Лидия Архиповна не унывает, она оптимист и очень активный человек.
В нашем городе проживают также еще три жительницы блокадного Ленинграда: Воронова Людмила Алексеевна, которая родилась 18 апреля 1940 года, Пивоварова Ольга Юрьевна, рожденная 28 апреля 1932 года, и Шишкина Галина Николаевна 9 июня 1937 года рождения.
Блокада Ленинграда – пример мужества и героизма нашего народа. Наш долг помнить об этом и передавать эту память следующим поколениям.