Лето – пора исследований. Усадьба Марьино.

1.1

Научные исследования Лыткаринского историко-краеведческого музея касаются изучения истории усадьбы, в которой расположен музей, биографий и сведений об имуществе бывших владельцев Лыткарино и их родственников. Поиски предметов искусства, связанных с семьей светлейших князей Чернышевых, принесли свои результаты. Семейные реликвии были вывезены в основном из двух усадеб – Лыткарино Московской губернии и Марьино Курской губернии. В июне 2018 года сотрудникам Лыткаринского музея удалось побывать в усадьбе Марьино и в Рыльском краеведческом музее, где также частично хранятся предметы из Марьинского поместья. Сегодняшний наш рассказ о Марьино и его владельцах.

Усадьба Марьино — это уникальный памятник дворцово-паркового искусства, появившийся в начале XIX века в Курской губернии на землях старинного села Ивановское, принадлежавшего в то время князю Ивану Ивановичу Барятинскому, одному из самых блестящих представителей высшего русского общества.

И.И. Барятинский в течение ряда лет находился на дипломатической службе за границей, а вернувшись в Россию отошел от дел и занялся сельским хозяйством. Недалеко от села Ивановское он заложил усадьбу для основного места проживания своей многочисленной семьи. Иван Иванович был женат уже второй раз (первая супруга скончалась при рождении дочери) на Марии Фёдоровне Келлер, дочери прусского дипломата. В их семье было семеро детей.

При строительстве усадьбы по распоряжению князя были осушены болота, высажены деревья, а на речке устроен обширный пруд с двумя насыпными островами. Центром усадебной композиции стало трехэтажное здание дворца с боковыми флигелями, выстроенного по проекту архитектора Карла Ивановича Гофмана.

Для строительства княжеской резиденции нужны были грамотные умельцы и специалисты, для чего сотни крепостных прошли учёбу у столичных мастеров. Благодаря им Марьино уже через несколько лет превратилось в своеобразный центр губернии, где по воспоминаниям управляющего имением В.А. Инсарского «каждый, кому нужно было заказать экипаж, прочную мебель, кто отделывал дом, имея надобность в слесарях, обойщиках, малярах и других мастерах, каждый, кто желал украсить свои усадьбы ценными деревьями и кому нужно было приобрести телёнка или барана возвышенной породы, ехал в Ивановское».

Неограниченные средства и связи позволили князю Барятинскому осуществить задуманное в короткий срок. И вот на берегу речки Избицы выросла великолепная загородная усадьба, которую назвали – Избицкий дом в селе Ивановском. Позднее это место стали именовать Марьиным (по имени жены князя).

Марьинский дворец был широко известен в России не только своей архитектурой, но и роскошью внутреннего убранства, коллекциями, а также общей атмосферой праздничности, открытости, художественной утончённости и высокой аристократичности. В залы дворца гости поднимались по парадной лестнице, охраняемой двумя каменными белыми львами. Центральную часть главного корпуса на высоту двух этажей занимал огромный парадный зал, перекрытый куполом. Стены зала были украшены великолепными росписями с античными сюжетами, выполненными в технике гризайль. На втором этаже находились приёмные, гостиные и столовые, в которых поражали многоцветная потолочная отделка и превосходные люстры цветного стекла. Парадные комнаты были обставлены мебелью в стиле ампир.

Барятинские жили открыто, в усадьбе Марьино действовал один из лучших в губернии театр. В оркестре состояли от сорока до шестидесяти отличных музыкантов. Здесь ставились драматические музыкальные пьесы, исполнялись произведения всех известных музыкальных композиторов того времени, а также сочинения самого И.И. Барятинского. В концертах принимали участие соседи — известные музыканты братья графы Виельгорские. Сам Барятинский так увлекался музыкой, что упрекал себя в потере времени, поэтому запретил учить музыке сыновей, воспитание которых составляло одну из главных его забот.

В парке было множество уголков, устроенных для детских игр, был даже заказан специальный флот с флагами, парусами и якорями. Были свои оранжереи, зверинец, для супруги на одном из островов была поставлена кирпичная псевдоготическая кирха.

В гостях у Барятинских в разные годы бывали императоры Александр I с супругой, Александр II, а Александр III гостил здесь, еще будучи цесаревичем. Заезжали в имение Лермонтов, Жуковский, Дягилев.

После смерти Ивана Ивановича в 1825 году имение перешло по наследству к его старшему сыну Александру Ивановичу Барятинскому, будущему генералу-фельдмаршалу, военачальнику Кавказской армии. А.И. Барятинский был почитаем обитателями усадьбы и потомками. В 1903 году в парке был установлен чугунный символ русской воинской славы «Орёл», как дань памяти о подвигах князя А. И. Барятинского и о победе в Кавказской войне. В современное время справа от центрального входа в усадебный дом ему установлен памятник.

В 1850 году после отказа Александра Ивановича от своих наследственных прав усадьбой Марьино стал владеть его брат, генерал-адъютант и обер-шталмейстер двора князь Владимир Иванович.

В 1869 — 1873 гг. дворец Марьино был кардинально перестроен по проекту известного петербургского архитектора И.А. Монигетти. Перестройкой руководил курский архитектор К.Ф. Штольц. Проект реконструкции был выполнен под влиянием новых художественных вкусов в неоклассическом стиле, очень популярном в семидесятые годы XIX века.

После перестройки композиция здания приобрела ещё большую цельность. Прежде всего, дворец изменил силуэт, так как световой барабан над круглым залом и венчающий его купол были разобраны и заменены пирамидальным фонарем. Стены центральной части главного корпуса надстроили, благодаря чему увеличилась высота третьего этажа и образовались невысокие четвертый и пятый. Сильно развитый венчающий карниз был поднят, над ним устроили высокий парапет и балюстраду. В боковых крыльях центральной части заложили оконные проемы — в третьем этаже и в первом. Изменилось обрамление окон второго этажа, исчезли скульптуры, находившиеся прежде в нишах. Огромные световые проемы центральной части паркового фасада были заложены. Вместо арок и колонн в плоскости стены появились обычные окна и балконные двери, между которыми разместились пилястры. Сооружена роскошная лестница сложной конфигурации, ведущая к террасе второго этажа. Была произведена небольшая внутренняя перепланировка помещений.

Перестройка дворца в Марьино — редкий случай в многочисленном ряду реконструкций зданий, возведенных в период классицизма, когда перестройка пошла на пользу. Усадьба продолжала функционировать, хотя и не являлась уже основным местом пребывания владельцев.

Имение Марьино также славилось богатейшим собранием ценностей: большая коллекция серебра, уникальные коллекции часов, изделий из бронзы, фарфора, хрусталя. В усадьбе хранилась и  прекрасная коллекция оружия: фамильного в золотых и иных дорогих ножнах и футлярах; боевого, побывавшего в кавказских сражениях; охотничьего. Среди них — шашки, ружья, пистолеты, древние щиты и копья.  В  коллекции было несколько шашек и сабель фельдмаршала А.И. Барятинского, украшенных алмазами, а также его фельдмаршальский жезл, усыпанный бриллиантами.

Как здесь не вспомнить восторженные слова гостей, которым удалось побывать в Марьино до революции. Так К.И. Арсеньев в путевых заметках по южной России, опубликованных в 1844 году, пишет: «Дом в Марьино и по обширным размерам, и по изяществу архитектуры, и по богатому внутреннему убранству вполне заслуживает названия вельможного дворца: картины, украшающие множество залов, важны как произведения отличных художников, но еще более драгоценны по фамильным воспоминаниям; по ним можно прочесть всю историю этого древнего и знаменитого княжеского рода и высоких его родственных связей».

Особенно много во дворце Марьино было портретов Елизаветы Александровны Барятинской, супруги Владимира Ивановича, старшей дочери военного министра светлейшего князя А.И. Чернышева. Как вспоминали современники, «изображений ее нельзя было не заметить во дворце даже при беглом осмотре. Они были везде: и  в покоях, и в  парадных залах, и в проходных комнатах». Она славилась необычайной красотой, грацией. Княгиня Мария Васильчикова так описала супругов Барятинских: «Цвет лица у нее был идеальный, и она обладала осиной талией… У нее были очень красивые руки. Она прекрасно ездила верхом… Она вращалась в высших кругах Петербурга… Славилась добротой и не любила злословие… Муж ее боготворил… Нрав у него был веселый, всегда остроумно шутил, он был особым любимцем императорского двора…». В их семье было трое детей: сын Александр и дочери – Мария и Елизавета.

Сын, как почти все Барятинские, выбрал карьеру военного. Дочери слыли известными благотворительницами.

В 1875 году Владимир Иванович скончался, и был похоронен в фамильном склепе под Покровской церковью в селе Ивановское. Во время пребывания в усадьбе Марьино, княгиня Елизавета Александровна ходила каждый день к могиле мужа. Зная эту привычку, крестьяне из прихода собирались у входа в церковь. Княгиня выслушивала их просьбы и всегда раздавала милостыню.

В начале 1900-х годов Е.А. Барятинской и унаследовавшим имение А.В. Барятинским все дворцовые помещения были оборудованы центральным отоплением, водопроводом, канализацией и электрическим освещением, а в главном корпусе (для уже пожилой матери) был устроен лифт.

Необходимо отметить, что в это время украшением родового имения  являлись портреты и реликвии не только Барятинских, но и их именитых родственников, в том числе светлейших князей Чернышевых.

Елизавета Александровна после смерти брата Л.А. Чернышева и племянника Л.Л. Чернышева стала их наследницей. Она перевезла в Марьино семейные портреты известных мастеров живописи Ф. Винтергальтера, А. Гебенса и других, уникальное наградное оружие отца, среди которого была сабля, серебряные ножны которой гравированы золотом: «Пожалована Государем Императором  графу А.И. Чернышеву. 8 января 1837 года». На эфесе из золота другой, усыпанной бриллиантами сабли, слова: «Графу А.И. Чернышеву – дворянство Войска Донского. 1836 год», на ее ножнах чеканка по золоту, изображавшая крепость, которую штурмуют казаки, и названия городов, захваченных ими под командованием Чернышева в 1812-1814 годах.  Она перевезла также архив и обширную библиотеку А.И. Чернышева, семейные фотоальбомы, переписку и драгоценные изделия.

Умерла Е.А. Барятинская в 1902 году, на первой панихиде присутствовали почти все члены Дома Романовых, включая императора и императрицу. Сын перевез тело матери в семейный склеп в Ивановское. Люди села искренне оплакивали, называя ее «доброй княгиней». В своем завещании она отметила всех, были не забыты дети, родственники, приказчики, гувернантки, кучера… На содержание родильного приюта, учрежденного ею в селе Ивановское, она выделила 45 тысяч рублей.

После смерти бездетного Александра Владимировича в 1910 году усадьба Марьино перешла к его двоюродному брату и находилась во владении семьи Барятинских до 1917 года.

С 1923 года в усадьбе расположен санаторий «Марьино», который является одной из лучших здравниц Управления делами Президента Российской Федерации. Усадьба доступна для посещения экскурсионным группам и всем желающим прикоснуться к истории.

Оставить комментарий