История Петербурго-Московской дороги началась 13 февраля 1842 года, когда Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург — Москва. Для проведения работ был учрежден специальный Комитет, в состав которого вошли как официальные представители власти (П.А. Клейнмихель, А.Х. Бенкендорф, А.А. Бобринский), так и технические руководители и создатели проекта строительства (П.П. Мельников, Н.О. Крафт, К.В. Чевкин).
Несмотря на то, что к тому времени уже функционировала Царскосельская железная дорога, министры считали — связать две столицы железной дорогой слишком дорого из-за неровности ландшафта. И все же по настоянию царя Николая I чугунка была построена, и 650 километров рельс проложено идеально прямо. Исключение составили два небольших изгиба. По легенде, конструкторы воспроизвели их, следуя в точности начертанной Николаем I на карте линии. Когда император чертил будущую дорогу по линейке, карандаш, наткнувшись на его палец, сделал изгиб.
Через девять лет после подписания указа о строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Москва, 13 ноября 1851 года состоялось торжественное открытие этой магистрали и был отправлен первый «всенародный поезд». До появления железной дороги путь между столицами занимал трое-четверо суток. По железной дороге первый поезд прошел за 21 час 45 минут, ровно за сутки,. Средняя скорость поезда составляла тогда 29,6 км/ч.
Железнодорожный путь в память об императоре после его смерти стал называться Николаевским, а с 1923 года переименован в Октябрьскую железную дорогу.
Эта железная дорога, ставшая первой двухпутной в Российской Империи и положившая начало созданию в государстве железнодорожной сети общегосударственного значения, служит и по сей день. Теперь это одна из передовых в России скоростная магистраль. Вокзалы по обеим ее концам – что в главной столице, что в Северной – похожи, как две капли воды. Таковой была задумка архитектора К. А. Тона. Питерский, правда, все же немного больше.