Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное.
Это – и любовь к своему городу, к своей местности,
памятникам культуры, гордость своей историей, верой.
Д.С. Лихачев
На высоком лыткаринском берегу Москва-реки стоит древнейший памятник нашего города. Строгая архитектура храма Святителя Николая выдержана в традициях деревянного зодчества Руси.
Свидетельницей скольких исторических событий, промелькнувших на нашей земле, стала эта церковь за долгие годы своего существования?
В древней грамоте, датированной 1521 годом, рядом с сельцом Лыткарино впервые упоминается «церковь Петра Святаго».
Видимо, первоначально церковь была освящена в память святителя Петра митрополита Московского, глубокое почитание которого распространялось по всей Русской земле в те времена.
Прихожанами церкви были жители близлежащих деревень: Лыткарино, Анкудиново, Усово, Алчево, Усады. Со временем рядом с церковью возникло небольшое поселение — Петровское, которое получило название по имени святого, в честь которого была освящена местная церковь.
В писцовых книгах 1631-1632 годов Петровское значится приселком дворцового села Остров. Более поздние документы (1680 г.) подтверждают наличие в Петровском деревянной церкви.
В царствование царя Федора Алексеевича главенствующим боярином в Думе был Иван Михайлович Милославский. Человек состоятельный, он имел крупные земельные наделы в Московском уезде: Люберцы, Котельники, Петровское. С его именем искусствоведы связывают строительство в Петровском каменной шатровой церкви на месте существовавшей ранее деревянной. Эта небольшая кирпичная церковь простотой своих форм тяготела к традициям древнерусского стиля XVI века. Ее архитектура выразила приверженность именитого заказчика к старине. Церковь была выстроена в виде двусветного четверика, перекрытого сомкнутым сводом, и завершена стройным декоративным шатром на низком глухом восьмиграннике. Новый каменный храм был освящен в честь святых апостолов Петра и Павла.
В конце XVII века вследствие дворцового переворота правление государством перешло в руки царя Петра I. Род бояр Милославских попал к царю в немилость. Их состояние перешло в царскую казну, в том числе и село Петровское.
В 1691 году Матвею Филимоновичу Нарышкину, родственнику матери молодого царя, из дворцового ведомства было передано село Петровское, которым род Нарышкиных владел почти сто лет.
Вот как описывалось село Петровское в 1770-х годах: «16 дворов, 35 муж.и 47 жен. …церковь каменная апостолов Петра и Павла, господский дом деревянный и при нем сад регулярный. В даче два озера, одно –Масилино, другое без звания…».
Рядом с церковью располагался сельский погост, где из поколения в поколение хоронили жителей села Петровское, деревни Лыткарино и окрестных поселений. Надгробия из камня-песчаника были выполнены местными каменотесами. Зажиточные крестьяне украшали могилы своих усопших родных мраморными и гранитными памятниками.
Позднее село Петровское неоднократно меняло своих владельцев: дворяне Демидовы (1785-1832 гг.), дворянин Дмитрий Прокофьевич Шелапутин (1832-1852 гг.), купец Иван Григорьевич Фирсанов, светлейшие князья Чернышевы (1857-1892 гг.) и князья Барятинские (1892-1917 гг.).
В 1805 году, когда Демидовы построили в селе второй летний храм-ротонду и освятили его в честь святых апостолов Петра и Павла, маленькая церковь была вновь переосвящена. Ее небесным покровителем стал святитель Николай Чудотворец.
В годы богоборчества церковь была закрыта, службы здесь не велись. Расположенный рядом погост пострадал от рук вандалов, многие надгробия были уничтожены.
Долгие годы казалось, что о церкви забыли, она ветшала и вызывала боль у всех лыткаринцев небезразличных к истории и к вере. В конце 1970-х годов, перед московскими олимпийскими играми, она была внешне отреставрирована по проекту замечательного архитектора В.В. Кавельмахера. Был восстановлен разрушенный шатер и заново устроена тесовая кровля. После разборки позднего западного притвора над входом была поставлена стенка трехпролетной ярусной звонницы.
В настоящее время в церкви проведены ремонтные работы, установлен новый иконостас. Внутреннее убранство церкви отличается изяществом и красотой. Двери древнего, но обновленного храма снова открыты для прихожан. История рядом, ее только нужно захотеть увидеть!