Новые сведения Лыткаринского музея о работе ЛЗОС в годы войны

1

Осмысливая жизнь нашего города в 1941-1945 годах, тогда рабочего поселка Лыткарино, мы все явственнее ощущаем, что Победа досталась нам действительно дорогой ценой. Накануне Дня Победы в Лыткаринском историко-краеведческом музее прошло мероприятие «Лыткарино — центр оптического стекловарения Подмосковья в годы Великой Отечественной войны». В основу рассказа были положены новые сведения, которые удалось получить в ходе исследовательской работы Лыткаринского музея за последний год. Это материалы из историко-краеведческого музея в городе Сухой Лог, куда был эвакуирован Лыткакринский завод зеркальных отражателей, и воспоминания лыткаринской жительницы, ветерана ЛЗОС — Любови Бережной. Гостями мероприятия стали  бывшие работники Лыткаринского завода оптического стекла. Заведующая отделом «Планетарий» Марина Казанцева рассказала им о сложившейся обстановке в оптической промышленности в стране накануне войны и в первые ее месяцы, когда было особенно тяжело.

В начале войны противовоздушная оборона Москвы была обеспечена зеркальными отражателями всего лишь на 15% (!) от потребности. Лыткаринский завод, как и его дублер в г. Сухой Лог, куда была эвакуирована в ноябре-декабре 1941 года часть оборудования, документации и специалисты, производили столь необходимые фронту прожектора и танковые призмы. Работа тружеников тыла была сопряжена с огромными трудностями и даже жертвами на сложных участках, не исключением были и работники оптической промышленности. «После того, как растапливалась печь, засыпали шихту в горшок и начинали варить стекло, тщательно его перемешивая во время всего периода технологического цикла. При заготовке шихты надевали на лицо повязки, но и они мало помогали, сода через марлю, промоченную водой, все-равно проникала в гортань и носоглотку, отчего наступало страшное жжение. Прежде чем открыть куфу (заслонку) для засыпки шихты, нас обливали водой, так как температура в печи поддерживалась до 1300 градусов. Нас все время только и предупреждали: «Температуру в печи не снижать», — вспоминала Мария Артемьевна Крапивина (Худорожкова) о работе на заводе №450 (получившего свой номер в 1943 году) в городе Сухой Лог, куда были эвакуированы завод «Автостекло №25» из г.Константиновки и завод Зеркальных отражателей №233 из Лыткарино.

Рабочих рук, как правило, не хватало в каждом цехе, на каждом переделе. В этих условиях многие передовые рабочие трудились за двоих, а то и за троих. Несмотря на все трудности и лишения, коллективы Лыткаринского завода зеркальных отражателей и завода в Сухом Логу не допустили ни одного случая невыполнения правительственного задания. Находясь далеко друг от друга, в разных уголках нашей огромной страны, оба стекольных завода сталкивались с похожими производственными трудностями. Так как Лыткаринский завод не был достроен до конца к началу войны, а на новом месте в Сухом Логу нужно было обустраивать все заново, необходимо было на обоих заводах смонтировать и наладить огромное количество технологического оборудования, особенно печей для варки стекла, печей молирования, отжига. Кстати и директором обоих заводов в разные годы войны был один и тот же человек — Константин Тимофеевич Бондарев. Опытный руководитель и специалист из Константиновки в 1941-42 гг. руководил заводом в Сухом Логу, а с 1943 по 1946 гг. возглавлял Лыткаринский завод зеркальных отражателей.

Оставить комментарий