История почтовой открытки
История русских открытых писем началась в 70-х годах XIX в. Бланки первых открыток были изданы Почтовым ведомством в 1871 г. Следующие два десятилетия выпуск открытых писем был государственной монополией. На одной стороне открыток — адресной — не разрешалось писать ничего, кроме адреса. На другую сторону, отведенную под место для письма, этот запрет не распространялся. Таким образом у предпринимателей появлялась возможность печатать на открытках рекламные объявления или городские виды.
В 1894 г. частные лица получили право на выпуск иллюстрированных открытых писем. На адресной стороне по-прежнему позволялось писать лишь адрес; обратную сторону теперь, как правило, полностью занимало изображение.
Иногда в нем было предусмотрено свободное пространство для письма, но чаще текст приходилось размещать прямо на изображении.
Существенное изменение облик открытого письма претерпел только в 1904 году решением Всемирного почтового конгресса адресная сторона была разделена на две части: одна, снабженная горизонтальными линейками, предназначалась собственно для адреса; другая — для письменного послания. Изображение помещалось на обратной стороне открытки.
В 1898 году свою долголетнюю деятельность по изданию открытых писем начала Община Св. Евгении (ей была посвящена выставка, проходившая в Отделе эстампов в 1997 г.). Участие талантливых художников в работе над оригиналами, тщательный отбор репродуцируемых произведений, постоянное внимание к качеству печати при количественно огромной продукции — благодаря всему этому открытки Общины по праву считаются одними из лучших.
Однако наряду с Общиной Св.Евгении выпуском открытых писем занимались и другие организации и издательства, например И.Д.Сытин, И.С.Яцкевич, И.Пашков и др. Множество открыток начала XX в. представляло собой репродукции картин. Императорское Женское Патриотическое Общество, выпустив в 1902 — 1903 гг. серии, посвященные Эрмитажу и Русскому Музею, поясняло, что наряду с благотворительной задачей это издание стремится познакомить с произведениями искусства широкую публику.
В условиях очевидной конкуренции издательства стремились найти свою, неповторимую тему для открытых писем. Так, киевский «Рассвет» охотно изготовлял юмористическую продукцию.
С началом I Мировой войны не только изменились сюжеты открытых писем; возникли также и новые издательства. Чрезвычайно широкое распространение получили в 1914 — 1917 гг. карикатурные открытки, высмеивающие противников России в войне.
В 1915 году было основано «Общество возрождения художественной Руси», которое ставило целью привлечь внимание к древнему русскому творчеству. Издание открытых писем называлось среди лучших способов «внедрять в сознание среднего обывателя художественные древние русские образцы».
Открытки заняли прочное место в повседневной жизни дореволюционной России. Для тех, кто их производил или торговал ими, открытые письма были приносящим выгоду товаром. «Если Вы до сего времени не практиковали в своем магазине продажи художественных открытых писем, то не упустите настоящего благоприятного момента для использования этой отрасли оборота», — говорилось в рекламе одного из издательств в 1916 году.
Продавали их и поштучно, и сериями (в этом случае можно было рассчитывать на скидку). Дешевые открытки стоили 1 коп., открытки более высокого качества 5 — 10 коп. Коллекционеры давали объявления: «Обменивается раскрашенными открытками. Высылает в обмен на влюбленные парочки какие угодно и виды Урала и Перми».
С 1917 году начался процесс обеднения и угасания жанра документальной открытки в связи с исчезновением целого ряда памятников, являющихся неотъемлемой частью города, а также снижением качества выпускаемой продукции.
К концу 1920-х годов формируется советская видовая открытка, идеологически выдержанная, на которой запечатлен образ нового советского города. Большая часть открыток этого времени посвящена видам центра Москвы и Петрограда. Появляются издания с видами мавзолея, сначала деревянного, потом гранитного, и других памятников советской эпохи.
К 1950-м годам окончательно складывается образ советского города, особенно хорошо это видно на примере Москвы с ее новыми широкими проспектами и площадями, монументальной застройкой и новыми ориентирами – высотками, полностью изменившими силуэт городской застройки. Позже появились фотооткрытки с котятами, видами Крыма или Кавказа (воплощение рая на земле) и конечно-же различные открытки к праздникам.
В русско-турецкой войне 1877-1878 гг. активно участвовали женщины. В качестве сестер милосердия они выхаживали раненых. А после войны многие из них остались без средств к существованию. Российские деятели искусства стали инициаторами создания Комитета попечения о сестрах милосердия русско-турецкой войны. Попечительницей этой благотворительной организации стала принцесса Евгения Ольденбургская, внучка императора Николая I. В честь ее небесной покровительницы, святой Евгении, организация и получила название – Община св. Евгении.
Именно эта община впервые в России начала издавать массовыми тиражами открытки, живописные и графические репродукции, плакаты, почтовые конверты и книги по искусству. Эта деятельность впоследствии приносила значительный доход, который использовался на обустройство больницы и жилья для сестер милосердия. Выдающиеся художники передавали Общине свои работы, многие делали это в благотворительных целях. Община св. Евгении просуществовала до 1917 г. После революции издательство Общины было зарегистрировано как «Комиссия художественных изданий Общины св.Евгении». В 1920 г. Специальным указом все организации сестер милосердия Красного Креста были ликвидированы. Издательство Общины перешло в ведение Государственной академии материальной культуры под наименованием Комитета популяризации художественных изданий (КПХИ). В 1928 г. Выпуск открыток КПХИ был запрещен по идеологическим соображениям. Некоторые старые клише Общины передали тресту «Графическое дело», затем «Ленполиграфу». Качество печати этих предприятий не выдерживало никакой критики, продукция спросом не пользовалась.