ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ «ОЖИВШИЕ ИСТОРИИ»

Продолжая серию публикаций о фарфоровых статуэтках советского периода хотелось бы рассказать вам о редкой старинной статуэтке, хранящейся в фондах Лыткаринского историко- краеведческого музея.

Это старинная статуэтка «Горькая доля», или как ее еще называют  «Украинка с ребенком на руках », выпущенная в 1930-1932 гг.  Дмитровским фарфоровым заводом.

Статуэтка высотой 19 см  расписана надглазурной  полихромной росписью. Очень тонко прописаны все детали: скорбные черты лица, складки на одежде, колышащейся от ветра.

В каждой статуэтке целая история. Статуэтка изображает молодую босоногую женщину- крестьянку  с младенцем на руках, которого она прячет под зипун от холода. Фарфоровая фигурка женщины запечатлела тот миг, когда мать убаюкивает  ребенка, оторвавшись от работы в поле. Вся фигурная композиция иллюстрирует  тяжелую долю крестьянской жизни до революции.

Лучше всего настроение того времени передает  стихотворение  русского поэта Ивана Захаровича Сурикова  «Доля бедняка», написанное им в 1866 году.

Эх ты, доля, эх ты, доля,
Доля бедняка!
Тяжела ты, безотрадна,
Тяжела, горька!

Не твою ли это хату
Ветер пошатнул,
С крыши ветхую солому
Разметал, раздул?

Не твоя ль жена в лохмотьях
Ходит босиком?
Не твои ли это детки
Просят под окном?

…                                                                  

И звучит в тех песнях горе,     
Горе да тоска…
Эх ты, доля, эх ты, доля,
Доля бедняка!

Эти стихи И.З. Сурикова «Доля бедняка» легли в основу  народной  песни. 

Со словами этой песни и  сценками из крестьянской жизни выпускались  народные картинки- лубки.

 Похожая модель статуэтки только в черном зипуне и красной юбке издавалась ранее  в 1860-1870-х гг. на фарфоровой фабрике «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках», основанной английским купцом Францем  Яковлевичем  Гарднером  (1714-1796) в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии в 1754 году.

Фабрика Гарднера создавала шедевры фарфорового искусства, ставшие украшением императорских дворцов России и Европы и производила великолепный фарфор, не уступавший по качеству лучшим европейским изделиям. Это было единственное частное предприятие второй половины XIX века, получившее право от императора ставить на готовом фарфоре государственное изображение с двуглавым орлом в знак признания высочайшего качества фарфоровых изделий. Славилась фабрика и великолепной скульптурой, украшавшей интерьеры многих богатейших домов.

В тот период 1860-1890-х  годов фарфоровый завод «Мануфатура Гарднеръ» освоил создание «кукол», «статуек» на социально востребованную крестьянскую тему, расширяя её разнообразными сюжетами из крестьянского быта.

При создании моделей скульпторы, лепщики и живописцы завода Ф.Я. Гарднера часто обращались не только к народным картинкам – лубкам, но и к модным в то время периодическим изданиям,  таким как журнал  «Волшебный фонарь» ( 1817 г.), используя в своей работе многочисленные литографские листы, журнальные гравюры,  изобиловавшие сюжетами для фарфоровой пластики.

Гравированные картинки изображали уличные сценки, в которых учавствовали  ремесленники, дворники, трубочисты, водовозы, крестьяне. Показывался быт и нравы простого люда.2

«С этого же времени пластика завода преимущественно выполняется из бисквита (неглазурованного фарфора), раскрашенного матовыми красками. В отдельных местах накладывали тонкий слой специальных красок, что придавало блеск и оживляло однородную фактуру бисквита. Скульптуру специально не покрывали глазурью, чтобы придать «натуралистичность» образам. Фигурки утрачивали декоративный эффект глазурованного фарфора и смотрелись проще. Эту скульптуру называли «передвижнической», в самой тематике ярко проявилось стремление её создателей затронуть актуальные проблемы современности.»2

 «Бисквитная (неглазурованная) скульптура завода Ф.Я. Гарднера 1850-1870-х годов, исполненная с натуралистической точностью, расписанная в органичной, сдержанной гамме, вызывала большой интерес у ценителей фарфоровой пластики. Огромный успех жанровых и типажных бисквитных фигур был обусловлен удачно выбранными сюжетами, хорошо понимаемыми и узнаваемыми современниками».3

Лишь небольшое количество скульптуры было выполнено в 1890-е годы XIX века, т.е. когда завод перешёл от разорившихся потомков Ф.Я. Гарднера в 1892 году к М.С. Кузнецову, основателю огромной промышленной компании «Товарищество М.С. Кузнецова», завоевавшей к концу XIX столетия внутренний фарфоровый рынок России. Завод Гарднера перешёл к Кузнецовым со всем своим оборудованием, формами, образцами декоративных разделок посуды. И что важно – с основной массой работного люда и художников. И «последний отблеск былой славы  завода освещает именно фарфоровую пластику, удивительно разнообразную по сюжетам и национальной характеристике облика».

После революции 1917 года предприятие было национализировано  и стало называться Дмитровский фарфоровый завод.

В первые годы советской власти, в годы НЭПа завод продолжал  переиздавать изделия по  старым дореволюционным формам (моделям, типам).

Как выяснилось при изучении фарфоровой статуэтки « Горькая доля», хранящейся в коллекции Лыткаринского музея выполнена она  по старой модели  Гарднера 1860-1870-х годов.

 

Автором переизданной формы 1920-х гг. является скульптор Трипольская Елизавета Родионовна (1881-1958).4   В течение 1928- 1933 годов Е. Р. Трипольская работала на Дмитровском фарфоровом заводе в Вербилках в составе бригады художников (В.Васильев, П.М.Кожин, Е. Р. Трипольская, А.Б.Траскунов), командированных Высшим художественно-техническим институтом  (ВХУТЕИН)  на Дмитровский фарфоровый завод для создания новых образцов.5   

На обороте статуэтки стоит красное клеймо с гербом  «Росстекло фарфор Дмитровская фабрика в Вербилках» соответствующее выпуску изделия в 1930-1932 гг.

Статуэтка выпускалась Дмитровским фарфоровым заводом  с конца 1920-х  до конца 1930-х годов.

Источники:

  1. Пелинский И.А., Сафонова М.А. Советский фарфор 1917-1991: иллюстрированный справочник – определитель с марочником заводов и ценами.–М: ИД «Любимая книга», 2012 г.– Горькая доля с. 45,174.

      2.»Волшебный фонарь»– сценки народного быта в фарфоре Российской империи.–5 августа 2022 г.                         //URL:https://dzen.ru/a/YutlB4Wonk1R3m87

     3.Русская тема в керамике. Завод Ф. Я. Гарднера.–19 июня 2023 г.

         //URL:https://dzen.ru/a/ZJB3GgzAOEeSQs0P

  1. Трипольская Елизавета Родионовна (1881-1958) //URL: https://www.dvaveka.ru/spravochnik/skulptory-i-khudozhniki/tripolskaya-yelizaveta-rodionovna/
  1. Трипольская Елизавета Родионовна–скульптор// https://ourbaku.com/index.php/Трипольская_Елизавета­_Родионовна_-_скульптор

Борзова Ю.А.

Отдел фондов Лыткаринского историко-краеведческого музея    

1 августа 2024 г.

#лыткарино #лыткаринскиймузей #историяЛыткарино #музеиподмосковья  #культуралыткарино #культура #нашеподмосковье  #историясоветскогобыта #музейлыткарино  #советский фарфор #фарфор ссср  #фарфоровые статуэтки #Вербилки #Гарднер #горькая_доля  #статуэтки #статуэтки #ожившие_истории #ГоспабликиМО

 

 

Оставить комментарий