В экспозиции Лыткаринского историко-краеведческого музея представлен редкий экспонат – древнее кресало, предположительно изготовленное в ХVII-XVIII веках.
Кресало – это составная часть огнива, приспособления для добывания огня, включающего в себя, кроме того, кремень и трут. Кресало широко использовалось вплоть до начала XIX века, когда были изобретены спички.
Само название происходит от древнеславянского слова “кресать” — “тесать камень” или “высекать огонь”. Кресало представляет собой кусочек металла или сплава, который легко разогревается от удара. Для высекания огня нужно было ударить кресалом о кремень, очень крепкий камень, крепче металла. Кроме кремня, в этой роли может выступать еще и кварц. Сноп искр, высекаемых от удара кресала о кремень, воспламеняет трут. Трут— это высушенный гриб трутовик, а в широком смысле это любой материал, воспламеняющийся от одной искры. Трутом может быть кора, сухая трава, стружки, вата или вощеная бумага. Тлеющий трут раздувают, а при хорошем качестве трута — немедленно вспыхивает пламя.
Кресало, представленное в экспозиции музея, выполнено в зооморфном или «зверином» стиле и состоит из фигурной плоской бронзовой рукояти с окантовкой, держащей железную плашку – пластину (лезвие). Плашка закреплена в рукояти в процессе отливки последней. Край железной пластины, которой чиркают о кремень, выпуклый и покрыт ржавчиной от времени.
Бронзовая рукоять кресала слегка покрыта патиной. Длина кресала— 8,5 см, что делает его удобным для держания в руке и высекания искры. Бронзовая рукоять кресала представляет собой отливку в виде изящной звериной фигурки хищника кошачьей породы, стоящей на оправе плашки.
Хищник, напоминающей пантеру, изображен на полусогнутых лапах, и прогнутой спиной, как будто перед прыжком. Голова, с открытой пастью и высунутым языком, обращена вперед. Хвост изогнут вверх, и закручиваясь, кончиком касается оправы плашки. Детали фигурки: большие миндалевидные глаза, брови, изящные уши и фактура шерсти животного выгравированы мелким рельефом.
Такие изображения в «зверином стиле» стиле часто встречаются в скифских сюжетах. «Звериный стиль» — это изображение животных или отдельно их голов, лап, крыльев, выполненное в особой манере.
Мастер смело уменьшал, увеличивал или перекручивал части тела животного, сохраняя при этом впечатление его реальности и узнаваемости. Используя части тела разных зверей и птиц, создавали образ фантастического существа. Истоки «звериного стиля» в скифском обществе лежат в области религиозных и магических представлений, что характерно для большинства народов древности и Средневековья. Скифы любили украшать одежду различными узорами. Узоры содержали символику, связанную с родовыми и племенными представлениями и имеющую религиозный характер. Люди стремились путем нанесения определенных знаков оградить себя от влияния злых сил. Так, кабан олицетворял собой мужскую силу и доблесть. Медведь со скифских времен олицетворяет спокойствие и упорство в достижении целей. Пантера, в виде которой сделана рукоять нашего кресала, являлась символом скифского народа, как народа — воина.
Историко- региональная разновидность «звериного стиля» сложилась в VII-IV в. до н. э. Она характерна для «скифо-сибирского мира» и широко представлена в культурах позднего бронзового и раннего железного века евразийских степей, включая и территорию Южной Сибири. С уходом скифов с исторической арены «звериный стиль» активно переняли и развивали его традиции многие европейские и скандинавские племена.
Кресала, как одна из категорий изделий ремесленников-кузнецов, были неотъемлемой частью быта средневековых городов на всей территории Евразии. Форма древнерусских изделий на протяжении нескольких столетий претерпевала значительные изменения. Они выполняли не только функцию бытовых предметов, но и являлись элементами декора, частью праздничного национального костюма.
Нередко кресала делали на заказ, украшая их резьбой, насечками и придавая изделиям индивидуальную форму.
Экспонат, представленный в экспозиции нашего музея, скорее всего, изготовлен мастером по индивидуальному заказу. Уникальность этого кресала, заключается в том, что оно имеет редкие отличительные от других кресал черты. Так, на бронзовой рукояти сделаны круглые отверстия, в семь из которых вставлены колечки. Через колечки, по всей вероятности, продевался шнур или цепь и кресало крепилось к поясу. Необычно то, что с торца окантовки находится печатка с оттиском, прикрепленная винтиком в отверстии. По всей видимости, это гербовая печать дворянского рода.
Источники:
- Голубева Л. А., 1964. Огнива с бронзовыми рукоятями//СА. № 3. С. 125-126.
- Голубева Л.А. Сборник «Культура Биляра», «Археология севернорусской деревни X–XIII вв.»
- Б.А. Колчин. Железообрабатывающее ремесло Новгорода Великого (Продукция, технология). [20.107] сайт Археологии.
Борзова Ю.А., отдел фондов
Лыткаринский-историко краеведческий музей