Приказом Всесоюзного треста оптико-механической промышленности Наркомата тяжёлой промышленности СССР от 1 октября 1933 г. было принято решение о строительстве в районе деревни Лыткарино Ухтомского района Московской области Завода зеркальных отражателей (ЗЗО) для прожекторных установок с зеркалами до 1,5 м диаметром. В окрестностях деревни были обнаружены крупные залежи чистейшего белого кварцевого песка, основного сырья для производства стекла.
Основным изготовителем зеркал для зенитных и корабельных прожекторов до войны была фирма «Карл Цейс», тщательно оберегавшая секреты технологии обработки сферических поверхностей зеркал. Фирма почти полностью монополизировала производство, поставляя зеркала во все развитые страны мира по лицензиям правительства Германии.
При проектировании ЗЗО был ориентирован на производство зенитных отражателей, порядка 2500 готовых изделий в год и производство оптического стекла. До войны в СССР было всего два завода оптического стекла — Ленинградский и Изюмский (Украина).
В 1939 году ЗЗО выпустил свою первую продукцию — пять прожекторных зеркал диаметром 1,5 метра. С этого события началась история завода, который в 1919 году отметил свое 80-летие. И хотя к началу войны завод ещё не был достроен, но уже обладал ощутимым промышленным потенциалом.
К началу 1941 года завод начал выпускать установки для ПВО системы «Прожзвук» снабженные звукоулавливателями и обнаруживающими вражеский самолет по отдаленному гулу, который освещался мощным лучом прожектора, облегчая зенитчикам задачу по его уничтожению.
В первые дни войны в ряды защитников Родины встали около 300 работников Лыткаринского завода зеркальных отражателей.
Немцы упорно рвались к Москве. В связи с этим работа многих предприятий Подмосковья была приостановлена. 15 ноября пришлось приостановить работу Заводу зеркальных отражателей для демонтажа оборудования.
Для того чтобы оставшееся оборудование не досталось врагу, на заводе была сформирована секретная группа для взрыва корпусов. Специально выделенные люди должны были в нужный момент дернуть за рычаг и поднять их в воздух. Вся невывезенная документация сжигалась. К стекловаренным печам были подведены минные заряды.
Особое место в арсенале средств ведения войны занимали оптические приборы: военные бинокли, прицелы для зениток, перископы для подводных лодок.
Но проблема заключалась в том, что в первые же месяцы войны заводы оптико-механической промышленности СССР лишились основного производственного материала — оптического стекла. Оба завода (Изюмский и Ленинградский), производящие этот уникальный материал, вышли из строя, оказавшись на оккупированной немцами территории. А для налаживания производства стекла на эвакуированных предприятиях требовалось время.
Определённые надежды в этой ситуации возлагались на Завод зеркальных отражателей в Лыткарино.
Перед войной на оптико-механических предприятиях страны имелись достаточные запасы заготовок оптического стекла, но к началу 1942 г. они истощились, и производство оптики грозило остановиться. В связи с этим в январе Совет народных комиссаров СССР принял решение о срочном восстановлении производства отражателей и организации выпуска бронестёкол для самолётов и призм для бронетанковой техники.
После отступления немцев под Москвой производство на Заводе зеркальных отражателей было возобновлено. К маю 1942 г. на заводе вновь заработали стекловаренные печи. Был организован процесс прессовки стекла для изготовления танковых линз и водомерного стекла для паровых котлов. Эти стекла применялись для указателей уровня жидкости в паровых котлах и изготавливались из термических закаленного стекла.
Всего в 1942 г. завод выпустил 104 прожекторных зеркала, 729 комплектов бронестёкол для самолётов, тысячи призм для смотровых приборов.
В 1943 г. активно форсировалось дальнейшее строительство Завода зеркальных отражателей: расширялась производственная база, завозилось сырьё, вводились в эксплуатацию новые производственные мощности. Для улучшения качества выпускаемой заводом продукции по приказу начальника Главстройстекла была привлечена помощь и оборудование других стекольных заводов страны.
В течение 1943 года было изготовлено более 200 зеркальных полутораметровых отражателей, 1580 комплектов бронестекол для самолетов «ИЛ-2», «ЛА-6», «ЯК-1», 140 000 призм к танкам Т-34, Т-70 и более 67 000 клингеров.
Осенью 1944 г. завод получил новое задание — организовать производство малых отражателей по новой технологии Института стекла, более простой и ускоренной.
В решающей битве за Берлин лыткаринские прожектора сыграли немаловажную роль. В своих воспоминаниях маршал Г.К. Жуков упоминает про 140 прожекторов, которые стали полной неожиданностью для немцев и сыграли решающую роль в самом начале Берлинской операции. А ведь именно у нас, в глубоком тылу — в подмосковном рабочем посёлке Лыткарино, специалистами Завода зеркальных отражателей были изготовлены эти прожектора.