В 1930-е годы на территории будущего квартала 3 «А» в Лыткарино находились выработанные каменоломни, в которых добывался песчаник. Последние разработки здесь велись в 1933 году рабочими ГУЛАГа для строительства канала имени Москвы. Лагерь располагался в районе нынешней пожарной части. Шумилов Б.В., отец которого был направлен от Наркомата тяжелой промышленности на строительство Завода зеркальных отражателей, вспоминал: «В октябре 1934 года отцу дали однокомнатную квартирку на втором этаже дома охраны ГУЛАГа. Лагерь находился при каменоломне. Камень возили по узкоколейке в вагонетках трактором «Фордзон» на берег Москвы-реки и грузили на баржи. На первом этаже дома был медицинский пункт, а напротив этого дома была лагерная баня».
По воспоминаниям старожилов, в 1935 году в некоторых местах этой зоны еще оставалась колючая проволока, и стояли несколько постовых вышек, хотя заключенных в лагере уже не было. В бывших лагерных бараках теперь были размещены сотрудники организации «Транстрой» — основного подрядчика строительства Завода зеркальных отражателей, она же строила Лыткаринское шоссе и железную дорогу.
Здесь же, на месте бывшего тюремного лагеря, находились механические мастерские, которые занимались изготовлением металлоконструкций для строящегося Завода зеркальных отражателей. На базе мастерских вскоре вырос Армопенобетонный завод.
Заводоуправление, стараясь разместить людей, заселило и уплотнило все частные дома в деревне Лыткарино, но жилья все равно не хватало: количество прибывавших на строительство рабочих увеличивалось быстрее, чем успевали построить для них дома. Поэтому строители на территории бывших каменоломен рыли себе землянки и устраивали временное жилье из всякого подручного материала. Начало этому поселку, названному в народе «Шанхаем», положили землекопы и грабари, строившие еще Камнедробильный завод.
Со временем «Шанхай» разросся и насчитывал до 360 «хибар». Жили здесь рабочие без прописки, без местного управления, в ужасной скученности и антисанитарии, да еще портили милицейскую отчетность по количеству антиобщественных деяний. Поэтому в 1940 году в соответствии с решением Ухтомского райисполкома «Шанхай» был снесен, а его жителей расселили по баракам. По другим источникам, поселок просуществовал до осени 1941 года.
После войны на месте бывшего лагеря находился асфальтовый завод. В каменном карьере долго еще оставался один единственный дом, хозяин которого отказался переезжать в городскую квартиру. В доме проживала семья партизана-героя Лебедева, отличившегося во времена Октябрьской революции и получившего лично из рук М.И. Калинина грамоту и первый из только что учрежденных орденов молодой Советской республики – орден Красного Знамени.
По воспоминаниям старожила Евгения Александровича Пилихина, «при застройке города Лыткарино (при Гоноре Л.Р.) был разработан проект, по которому котлован на месте старых каменоломен планировали использовать под строительство всесоюзного велотрека. Рядом строящаяся улица была названа Спортивной. Но проект так и остался на бумаге». В 1956 году на месте старых каменоломен началась подготовка к застройке жилого микрорайона 3 «А». В 1967 году первые новоселы начали въезжать в новые дома, а в 1970 году новая школа №41 (ныне Гимназия 4) приняла первых учеников. Один из внутриквартальных проездов квартала 3 «А» назван в честь Почетного жителя г.Лыткарино Льва Рувимовича Гонора, первого директора НИЦ ЦИАМ, который запомнился лыткаринцам не только как высокообразованный специалист и талантливый руководитель, а еще и как человек, внесший большой вклад в социально-культурное развитие города.
Уважаемые гости нашего сайта! Будем благодарны Вам за отзывы и воспоминания!