Синчугов Константин Алексеевич родился в 1923 году в деревне Лыткарино. Как и все мальчишки и девчонки, Костя ходил в начальную, потом в среднюю школу. Учился ни плохо, ни хорошо, если по литературе, немецкому у него были тройки, то по физике — четверки и пятерки. Физику любил, она помогала Косте в его увлечении радио. Иногда приходила в дом к Синчуговым учительница по русскому языку и литературе Клавдия Алексеевна Абрамович. Приходила жаловаться, но почти всегда разговор оканчивался тем, что она просила домашних не мешать заниматься физикой и увлекаться радио. Костя был спокоен, немного застенчив, очень добр ко всем, внимателен к младшим сестрам и брату.
Ребята любили Костю. В школе ему дали прозвище «Костылик». Так его звали до самого окончания школы. Десять классов Костя не закончил — было трудно, поскольку семья была большая. После 8 класса он пошел на работу. Работал он радистом, в лыткаринском радиоузле, который находился в здании Людской бывшей усадьбы Чернышевых. Костя мечтал собирать приемники. Первый приемник он самостоятельно собрал из старых частей, случайно найденных деталей. Когда на Заводе зеркальных отражателей открылись курсы токарей, он продолжал работать, пошел учиться на
эти курсы и получил четвертый разряд. Теперь он мог сам вытачивать кое-какие детали для своего приемника. А вечерами около дома Синчуговых №30 по улице Колхозная было весело. Собирались сверстники Кости, такие же, как он мальчишки и девчонки. Прямо перед домом был образован пятачок, где танцевали ребята и девчата. Сам Костя танцевать не умел, но очень любил музыку. Любовь к музыке передалась ему по наследству от отца, который был одним из лучших гармонистов села. Костя умел играть на гармошке и гитаре.
1941-й год. Война изменила судьбы людей. Невысокий, крепкого телосложения, белобрысый с белыми бровями, с веснушками на носу, парень 18 лет от роду отправился на фронт бить фашистов, защищать страну от врагов. Ушел он добровольно. И никто не знал, что ему, не суждено вернуться назад, в родной дом. Не знал этого и сам Костя, хотя, может, и подумал об этом.
Костя попал сразу на передовую. Несколько месяцев он был минометчиком, потом, когда узнали, что он
увлекался радио, его перевели в штаб полка и назначили радистом. Костя участвовал в битвах на Курской дуге. Со своей рацией он прошел длинный путь от Курска до Витебска. Всегда находясь на передовой, он видел все ужасы войны, но никогда в своих письмах не написал ни одного слова жалобы. «Живу хорошо» — всегда писал он. А разве можно жить хорошо, когда каждую минуту, на каждом шагу тебя подстерегает смерть? И на фронте он не переставал заботиться о близких. Его сестра, Вера Алексеевна вспоминает: «Помню в одном письме в 1942 г. он прислал маме в конверте немного чая на заварку. В другом мы обнаружили табак отцу на целую самокрутку».
В 1942 г. ушел на фронт отец. Теперь били врагов двое Синчуговых: отец и сын. Костя часто писал домой ободряющие веселые письма. Иногда писем не было четыре-пять месяцев, тогда наступала тревога, беспокойство. Почтальон- самый дорогой гость в каждом доме. Каждый день в семье ждали с нетерпением треугольничек с обратным адресом: «Полевая почта 66557». И каждый раз облегченно вздыхали, если в треугольнике «все нормально», как писал Костя.
Но вдруг случилось самое страшное. Там на Колхозной улице, в доме номер тридцать два, не получили треугольничка. Получили обыкновенный конверт, с уведомлением о том, что «гвардии ефрейтор Синчугов Константин Алексеевич 29 января 1944 года погиб смертью храбрых и похоронен в братской могиле, в деревне Симоновщина Витебской области Городокского района». Вскоре из части пришло известие, что за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте, борьбы с немецко-фашистскими захватчиками Константин Синчугов награжден медалью «За боевые заслуги». Позже один из товарищей Кости написал домой его сестре Вере Алексеевне письмо, в котором рассказывал при каких обстоятельствах погиб Костя Синчугов. Вместе с ним погибли еще трое. «Всем было тяжело лишаться таких товарищей, с которыми прошли два года войны, но ничего не поделаешь война есть война, и она требовала жертв» — писал он.
Это была уже вторая похоронка в семье Синчуговых. Отец Кости — Синчугов Алексей Николаевич, 1899 года рождения, воевал в составе 340 стрелкового полка 46 стрелковой дивизии. Он погиб в бою 2 октября 1943 года.
В архиве Комнаты Боевой славы лыткаринской гимназии №1 хранятся два письма бывшего ученика Константина Синчугова, а их копии в архиве Лыткаринского историко-краеведческого музея. Благодарим гимназию №1 за предоставленные материалы.
Письма озвучены, чтобы их прослушать, необходимо нажать на кнопку проигрывателя.
Письмо 1 (матери)
15/I 44
Добрый день
Здравствуй дорогая мама! Шлю горячий привет и желаю хороших успехов в жизни а также поздравляю с новым 1944 годом. Дорогая мама живу я сейчас ничего не беспокойтесь что так долго не писал- не было возможности. Сейчас пока имею. Нахожусь в блиндаже это за несколько дней. Раз погода сейчас стоит теплая это не очень важно так –как снег сырой или в области вообще такая погода. Вот о себе и писать нечего. Специальность моя прежняя т.е. радист. Работать приходится в разных местах. Мама пишите больше о себе и почаще. Я буду писать при каждой возможности. Мама вы спрашиваете в письме что я болел или нет за время как я нахожусь на фронте и ни разу не болел. Относительно папы думаю что он попал в окружение а затем взят в плен. Ну мама пока до свидания. Крепко целую. Привет всей семье и родным.
Москва
ст. Люберцы
пос. Лыткарино-30
Синчуговой П.В.
Полевая почта 66557
Письмо 2 (сестре)
Добрый день!
Здравствуй, дорогая Вера! Шлю горячий привет и желаю всего самого наилучшего в жизни и работе, и еще поздравляю с новым 1944 годом.
Вера письмо я твое получил за которое благодарю извини за то что так долго не отвечал. Поверь Вера не было возможности. Сама знаешь какое сейчас время. Все время на улице другой раз и время найдешь а условий нет или напишешь да в кармане изотрешь.
Вера ты мне в том письме задаешь вопрос что я, наверное, болел. Отвечаю- нет. А про папу думаю, что попал в окружение.
Вера, еще меня интересует какие это бумаги ни получал ли наш командир полка; пока ничего нет. Я работаю сейчас в разных направлениях, иногда с ним, а иногда со штабом. Вот напиши какие бумаги должен получить он.
Ну вот, Вера, обо мне не беспокойся, писать письма буду, как возможно. Я чувствую себя нормально. Получил от Леши письмо.
Вера, я очень рад, что ты заботишься о доме. Ты молодец, что сумела достать валенки и еще кое-что. Вера, еще мне очень жалко дедушку. Напиши, что он –болел или внезапно скончался.
Ну, Вера, пока – до свидания, привет всем-всем.
Ну, пока, до свидания. Крепко целую.
Москва ст. Люберцы пос Лыткарино дом 30
Синчуговой В.А.
Полевая почта №66557