Бужинский Игорь Михайлович

buzinskiyродился 24 февраля 1914 года в г.Харькове. Отец его – Михаил Поликарпович – после окончания Харьковского технологического института работал вначале на строительстве, позже на железнодорожном  транспорте начальником участка. Мать –  Дарья Власьевна – закончила Высшие женские курсы в Москве.

Игорю не пришлось учиться систематически, так как отца часто переводили с одного места работы на другое. Он учился только в 5, 6, и 7 классах. Остальное время с детьми занималась мать, которая была разносторонне образованным человеком.

Игорь вырос вдумчивым и способным юношей, но реализовать эти способности ему в то время было трудно: дорога к дальнейшей учебе в институте была закрыта из-за социального положения: его отец был служащий, и Игорь не имел революционного рабоче-крестьянского происхождения. К тому же после Гражданской войны М.П. Бужинский был обвинен в пособничестве врагам Советской власти за то, что железная дорога на его участке хоть и была в исправном состоянии, но то и дело переходила то к «белым», то к «красным». М.П. Бужинский был осужден и отсидел два года в тюрьме, пока не попал под амнистию.

После окончания семилетки Игорь поступил на вечернее отделение оптико-механического техникума в Харькове. На вечернем отделении преподавали ученые, изгнанные из университета. Благодаря блестящему составу преподавателей и высокой одаренности учащегося, Игорь Михайлович получил солидные знания.

Трудовая деятельность И.М. Бужинского, начавшаяся в 1933 году, продолжалась почти 60 лет и целиком была посвящена развитию отечественного производства оптического стекла. К началу 1930-х годов в стране возрос спрос на окрашенное стекло, в связи с этим на Заводе оптического стекла в городе Изюме (ИЗОС) был организован опытный цех. Сюда после окончания техникума в 1933 году и был направлен на работу Игорь Бужинский на должность техника, где уже в 1934 году он стал начальником опытного цеха, а через шесть лет — главным технологом завода.

Уже в начале своей карьеры Игорь Михайлович проявил выдающиеся способности к научным исследованиям. В период с 1933 по 1937 год под руководством И.М. Бужинского было проведено более 1000 плавок цветных стекол. Совместно с учеными Государственного оптического института была теоретически обоснована технология производства цветного стекла. Таким образом, были возрождены утраченные после великого Ломоносова составы цветных оптических стекол.

В 1940 году ИЗОС начал выпускать 71 марку цветных стекол, что положило конец зависимости СССР от импорта. За эту работу Игорь Михайлович в 1939 г. (в возрасте 25 лет) был награжден орденом «Знак Почета».

В 1941 году ИЗОС эвакуируют в г.Никольск Пензенской области.Вместе с заводом выехали  специалисты. И.М. Бужинский в тяжелейших условиях налаживает производство на новом месте, куда он назначается сначала главным технологом, а вскоре становится главным инженером завода «Красный гигант». При назначении Игоря Михайловича Бужинского в беседе с ним министр Дмитрий Федорович Устинов отметил, что И.М. Бужинский – самый молодой главный инженер в оборонной промышленности, так же, как и Д.Ф. Устинов – самый молодой министр обороной промышленности.

buzinskiyВ 1942 году И.М. Бужинский был награжден орденом Ленина за организацию на новой базе производства оптического стекла для нужд обороны, а в 1943 году  был удостоен Сталинской премией.

После войны И.М. Бужинский был назначен руководителем группы ведущих специалистов отрасли, отправленных в Германию для демонтажа завода «Шотт». В связи с этим заданием ему пришлось побывать и на Лубянке. По воспоминаниям И.М. Бужинского «Работа была сложная и очень ответственная… Мне был предоставлен кабинет и персональный переводчик. Работал я сначала с руководящими специалистами доктором Коем и доктором Винклером. К сожалению, они не смогли дать какой-либо ответ не только сами, но и в виде предоставления технических отчетов по разработке интересующих меня стекол. Поэтому вся дальнейшая работа проводилась путем анализа первичной, рабочей техдокументации, а в ряде случаев с дополнительным изготовлением образцов стекла с их термообработкой и измерениями». Задание было выполнено, а затем последовало, в 1947 году, назначение Игоря Михайловича главным технологом на Лыткаринский Завод зеркальных отражателей».

В Лыткарино семья Бужинских приехала вместе со своей  любимицей и кормилицей – коровой. По воспоминаниям сына Бужинского — Олега Игоревича — корова эта была приобретена в 1943 году в г.Никольске на деньги, полученные отцом за Сталинскую премию. В хозяйстве были еще поросенок и куры. Жила вся эта живность в сарае. Многие старожилы Лыткарина помнят, как в то время прямо около домов были сараи, и какое значение они имели в то голодное время.

На Лыткаринском заводе оптического стекла И.М. Бужинский проработал полвека. Необыкновенное чутье и прозорливость, основанные на долголетнем производственном опыте и глубоком знании науки об оптическом стеклоделии делали этого человека специалистом высокого качества. Постоянные поиски новых технологических процессов, разработка новых марок стекла, крупногабаритных оптических деталей, бескислородного стекла, волоконной оптики, ситалла, варки специальных стекол в высокочастотных печах и многое другое сделано им. Всемирная известность ЛЗОСа связана в немалой степени с его именем.

buzinskiyНа основании решения отделения  общей физики и астрономии АН СССР от 11 марта 1979 года Академией наук СССР И.М. Бужинскому присуждено звание доктора технических наук. Он автор более 120 изобретений.

Игорь Михайлович Бужинский умер  21 февраля 1996 года, трех дней не дожив до 82 лет. До последнего дня работал над книгой о развитии оптического производства.

И.М. Бужинский награжден дважды орденом Ленина, орде­ном Октябрьской Революции, дважды орденом Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны, орденом «Знак Почета» и многими медаля­ми. Он лауреат Ленинской, Сталин­ской и двух Государственных премий.

Решением Совета депутатов города Лыткарино от 02.09.2009 (№ 734/70) И.М. Бужинскому присвоено звание  Почетный житель города.

На территории завода И.М. Бужинскому установлена мемориальная  доска. В 2014 году к 100-летию со дня его рождения ещё одна памятная доска была установлена на доме, где он жил  (ул. Первомайская, дом 5).

 «Бужинский – это не фамилия – написали его сотрудники в некрологе, — это ИМЯ в отечественной оптической науке, это ИМЯ, с которым связаны все ярчайшие ее достижения: от рубиновых звезд Кремля до шестиметрового зеркала телескопа Зеленчукской обсерватории. Это ИМЯ широко известно во всем мире в областях науки и техники, связанных с применением оптических материалов, приборов, новых изделий и новых технологий в оптическом производстве».

При использовании данных материалов ссылка на сайт обязательна!

 

Новое сердце лазера

Статья из корпоративного журнала ОАО ЛЗОС выпуск №2 февраль 2006 г.

    Вся жизнь Игоря Михайловича Бужинского – пример огромного созидательного труда, поиска новых путей развития оптической промышленности. Лыткаринский завод оптического стекла во многом обязан И.М.Бужинскому своим освоением новых технологий, производств и всемирной известностью. Его внутренняя энергия и исключительные способности заинтересовать и организовать коллектив всегда приводили к успешному решению самых сложных задач. Под руководством и при непосредственном участии И.М. Бужинского на ЛЗОСе выполнялся огромный объем работ. Это разработка и организация производства бесцветных и цветных оптических стекол, стекол специального назначения – лазерных, бескислородных, ситаллов, стекол для волоконной оптики; создание технологий производства волоконно-оптических лементов, варки различных стекол в ванных печах, изготовления шестиметрового зеркала для телескопа Зеленчукской обсерватории. Его ученики и последователи, до сих пор работающие на заводе, продолжают дальнейшее развитие отдельных направлений, в частности, создание лазерных стекол нового поколения.

buzinskiy

     45 лет назад был создан прибор, прообразом которого явился «гиперболоид инженера Гарина», рожденный воображением Алексея Толстого. Первые открытия в этой области принадлежали советским ученым академикам А.М.Прохорову и Н.Г.Басову, а также американцу Ч.Таунсу. Их авторы удостоены Нобелевской премии (1964 г.). Так начиналась лазерная эра в развитии цивилизации. Необычные свойства лазерного излучения (направленность, монохроматичность, синфазность) обусловили возможность переноса на достаточно большие расстояния энергии и информации. Это предопределило широкий спектр применения лазеров как в военной промышленности, так и в научной и хозяйственной деятельности. С помощью лазерных устройств производится обработка, резка, сварка, упрочнение различных материалов, в том числе сверхтвердых. Лазер может работать как хирургический скальпель и «сшивать» биологические ткани. Лазерные локаторы, дальномеры и гироскопы сверхточно измеряют направления, расстояния, ориентацию космических аппаратов и самолетов в пространстве. Линии связи, сочетающие лазерный источник и оптоволоконные световоды, позволяют передавать информацию одновременно по тысячам телефонных и телевизионных каналов.

     Силикатное стекло, активированное редкоземельным элементом неодимом, было одним из первых веществ, на котором удалось получить лазерный эффект. Превосходные оптические характеристики стекла, высокий уровень технологии его варки и обработки позволяют получать активные элементы различной конфигурации и практически неограниченных размеров. Они нашли применение в научных исследованиях, в военной технике, в технологии обработки материалов, а задачи термоядерных исследований потребовали изготовления однородных крупных лазерных активных элементов.

     Советский Союз был одной из пяти промышленно развитых стран, которые занимались научными исследованиями и производством лазерных стекол и приборов на их основе.

     ЛЗОС практически с самого начала развития лазерной техники вел работы по созданию и промышленному производству лазерного силикатного стекла. Организатором и вдохновителем этих работ был начальник СКТБ И.М.Бужинский, а незаменимой его помощницей — начальник бюро лазерных стекол Е.И.Корягина. Коллективом бюро в сотрудничестве с ведущими научными центрами – Государственным оптическим институтом, Физическим институтом АН СССР, НИИ «Полюс» — было разработано и освоено производство более десяти марок лазерных стекол на силикатной основе. К началу 90-х годов 20-го века ЛЗОС являлся одним из крупнейших в мире производителей лазерных активных элементов. За создание промышленных лазерных стекол Е.И.Корягина и Б.Н.Репин удостоены звания Лауреат Государственной премии СССР, а Л.И.Авакянц – премии Совета Министров СССР. За научные разработки в области лазерной техники многие сотрудники бюро награждены медалями ВДНХ. После распада Советского Союза и резкого снижения спроса на лазерные стекла их производство было сведено к минимуму.

     Шло время, силикатные стекла перестали удовлетворять требования заказчиков. Усилия ученых и специалистов были перенацелены на улучшение не менее шести десятков характеристик стекол, определяющих их лазерную эффективность и технологичность: оптических, спектральных, люминесцентных, термооптических, механических, тепловых, генерационных, физико-химических и др. Только сочетание их оптимальных значений позволило бы создать эффективные и пригодные для массового производства лазерные стекла.

     Повышенный интерес (особенно в последние два десятилетия) разработчики и потребители лазерной техники проявили к лазерному стеклу на фосфатной основе. Связано это с тем, что «сердце» лазерного устройства – стержень из фосфатного лазерного стекла — имеет несомненные преимущества в сравнении со стеклом силикатным почти по всему комплексу спектрально-люминесцентных параметров. Производство стержней большого размера из лазерного фосфатного стекла было развито в Германии, СССР (г.Изюм, ныне Украина), США и Японии. После распада Советского Союза в России не осталось производства активных стержней из фосфатных стекол.

     Разработки специалистов ЛЗОСа последних лет позволили создать стекло, приближающееся по степени прочности к силикатному. Создание же новых защитных покрытий вывело фосфатные стекла в несомненные лидеры по всем параметрам лазерной эффективности.

     В это же время, в связи с оживлением оборонной, часовой и обрабатывающей промышленности появилась потребность в активных элементах из лазерного фосфатного стекла. Правда, к сложной технологии его производства добавилась еще и необходимость обезвоживания.

     В 2002г. перед НПК-74, возглавляемым в то время В.И.Молевым, была поставлена задача по разработке и освоению производства нового состава стекла и отработке технологии варки, выработки и изготовления крупногабаритных элементов (45×920мм).

     Специалисты НПК-74 А.Е.Поздняков, В.Ф.Суркова, Л.И.Авакянц, Ю.В.Редькин, Б.П.Федотычев, Л.В.Громова, В.И.Томилина, П.А.Золотин, В.А.Лепихин, В.И Кувицин, используя элементы уже устаревшего оборудования, с минимальными затратами создали специальную стекловаренную установку. Им пришлось сварить не одну сотню лабораторных и полупромышленных варок! Для решения проблемы обезвоживания стекломассы впервые в мировой практике было применено осушение ее кислородом. С этой же целью наши технологи разработали оригинальный одностадийный метод варки, вместо применявшегося в советские времена на Изюмском заводе более сложного и затратного двухстадийного. Применение нестандартных технических решений и технологических приемов варки и выработки позволило получать уникальные для малообъемных тиглей отливки стекла, длиной более метра с высокой степенью однородности и высокой лучевой прочностью.

     Группа специалистов – оптиков цеха №93 И.Н.Кондрашкин, А.И. Дорохин, Н.П.Фомичев, В.Палаткин, начальник участка А.Г.Борзов, зам. начальника цеха В.В.Белкин разработали технологию механической обработки фосфатных стекол методом глубокого шлифования-полирования.

     Специалистами отделения №95 — заместителем начальника Т.А.Агеевой, технологами Н.Н.Яблучанской, О.С.Поповой, конструктором В.П.Васильевым — были отработаны технологии травления боковой поверхности заготовок в горячем щелочном растворе и нанесения просветляющих покрытий на торцы фосфатных активных элементов. Совместно с сотрудниками измерительных лабораторий отдела N32 был проведен большой объем спектральных, люминесцентных, физико-химических и специфических измерений лазерных параметров, включая лучевую прочность. Два года упорной работы привели к созданию фосфатного стекла ЛФС5, превосходящего прежнее, широко используемое в промышленности ГЛС32, повышенным сечением стимулированного излучения, увеличенной термостойкостью, малой величиной нелинейного показателя преломления, низкой кристаллизационной способностью и более высокой химической устойчивостью.

     Авторы состава стекла Л.И.Авакянц, В.М.Герасимов, В.И.Молев, А.Е.Поздняков, В.Ф.Суркова получили Государственный патент на его изобретение.

     По разработанной технологии из стекла ЛФС5 нашим заводом были изготовлены более 60-ти активных элементов 45х920мм. Сейчас они успешно применяются в оборонной технике.

     Таким образом, несмотря на сложность задачи, многочисленные технические трудности, ограниченные сроки, установленные заказчиком, в результате напряженного коллективного труда группой специалистов-энтузиастов Лыткаринского завода оптического стекла была создана отечественная технология и освоено производство крупногабаритных активных элементов из фосфатного лазерного стекла и активных элементов лазерных приборов и устройств.

 Л.И.Авакянц, А.Е.Поздняков, В.Ф.Суркова,
сотрудники НПК-74