Судьба дома Петра Горюнова решена
В течение нескольких лет лыткаринские краеведы пытались спасти от разрушения городскую достопримечательность – памятник истории XIX века «Дом и лавка Петра Горюнова». Наша газета следила за развитием событий и неоднократно сообщала читателям о том, как складывается ситуация.
Последняя публикация, посвященная данной теме, была в декабре прошлого года («Исключить из реестра, уничтожить и забыть», № 51). В ней сообщалось о том, что в январе 2007 года директором «Славянского подворья-Л» было направлено письмо в Министерство строительного комплекса и Министерство культуры Московской области с просьбой снять с дома Горюнова статус памятника культуры. И вот решение принято.
В редакцию «ЛВ» из городской Администрации пришло сообщение, в котором говорится о том, что на заседании научно-методического совета по сохранению культурного наследия при Министерстве культуры было принято решение об исключении памятника регионального значения «Дом и лавка П.Н. Горюнова» из реестра объектов культурного наследия. Как сказано в сообщении, «Администрация г.Лыткарино приступила к подготовке материалов по исключению памятника…»
Защитники лыткаринской старины проиграли, но вместе с ними проиграл и город. Знаю, что многие только посмеются над этими словами. Не всем дано понять, что именно такими трогательными старинными уголками, хранящими память былых времен, в городе и создается благоприятная для жизни атмосфера. Старые здания словно излучают некие необъяснимые, но совершенно необходимые флюиды. В них живет душа города, которой нет в безликих новостройках. Именно поэтому во всем мире принято гордиться не только дворцами и парками, но и разными, казалось бы, не столь значимыми мелочами, пережившими века.
Развитие истории вокруг дома Горюнова показало, что подавляющему большинству лыткаринцев нет дела до сохранения памятников далекого прошлого. Да это прошлое, по большому счету, их и не интересует. На такую мысль наводят и результаты последнего нашего опроса для рубрики «Глас народа». Почитайте на странице 8, что отвечают некоторые жители на вопрос о том, с какого времени следует отсчитывать возраст нашего города. Они ни за что не хотят признавать древность Лыткарина. Причем приводят весьма странную аргументацию, вроде той, что Лыткарино, мол, в те стародавние времена было деревней.
Извините, но с маленького поселения начиналось большинство старых городов. Жители Котельников отмечают нынче 385 лет со дня основания своего города, несмотря на то, что городской статус был присвоен этому населенному пункту только недавно. Дело не в статусе, а в отношении к месту, в котором живешь. В Котельниках люди гордятся древностью своего населенного пункта, а в Лыткарине, похоже, собрались иваны, не желающие ничего помнить, готовые отбросить все, что было здесь до них.
Этим летом мне довелось побывать в Старой Руссе, где, помимо множества памятников далекого прошлого – городу 841 год, – находится еще Дом-музей Достоевского. Многие уголки Старой Руссы писатель запечатлел в романе «Братья Карамазовы» – в образе города Скотопригоньевска. И вот какую историю, являющуюся замечательным примером бережного отношения к памяти о прошлом, мне довелось прочитать в местном журнале «Русса-град».
Есть в Старой Руссе один достопримечательный переулок. По Достоевскому именно там, в крапиве и лопушнике, спала Лизавета, когда Федор Карамазов, подстрекаемый ватагой «разгулявшихся господ», совершил свой низкий поступок. Переулок и доныне сохраняется в своем историческом облике. И это неспроста.
Даниил Гранин в повести «Обратный билет» вспоминает, как однажды, в советское время, старорусский градоначальник услышал, как цитируют описание этого места в романе Достоевского: «По обе стороны переулка шел плетень, за которым тянулись огороды прилежащих домов; переулок же выходил на мостик через нашу вонючую и длинную лужу, которую у нас принято называть иногда речкой. У плетня в крапиве и лопушнике усмотрела наша компания спящую Лизавету».
Такое описание, по мнению начальника, позорило город, и он распорядился немедленно привести переулок в порядок – заасфальтировать и искоренить все лопухи. Желание градоначальника понятно, но, узнав об этом, разгневанный директор Дома-музея писателя Георгий Смирнов встал на защиту «исторических лопушков». И нужно отдать должное культурному уровню чиновника: он уяснил, что переулок этот ценен именно в своем первозданном виде. Таким его и сохраняют до сих пор.
Впрочем, едва ли пример с «историческими лопушками» тронет нынешних начальников и всех тех, для кого история началась только с их появлением на свет.
Валентина ЗАРУБИНА (Лыткаринские Вести, 29.08.2008)