Большие и малые киотные кресты отличаются большим количеством деталей. В центре на внутреннем восьмиконечном кресте находится изображение Распятия Христова. Вверху – поясное изображение Господа Вседержителя в звездчатом нимбе и с надписанием: «ГДЬ САВАОФ», в его левой руке — держава, символ царской власти. Изображение окружено облаками и двумя слетающимися ангелами, которые держат в руках отрезы ткани. Ниже ангелов располагается надпись: «ЦАРЬ СЛАВЫ». Дух Святой изображен в виде голубя. По сторонам креста – изображения личин, символизирующих солнце и луну. По бокам Распятого Христа изображены орудия казни с соответствующими буквенными обозначениями: К – копие, Т – трость. В верхней части центральной перекладины, как правило, встречается надпись: «Распятие Господа нашего Исуса Христа». В нижней части центральной перекладины – надпись: «Кресту твоему поклоняемся Владыко и святое Воскресение Твое славим». У пояса либо ног Спасителя находится надписание: «НИКА». В нижней части креста, на косой перекладине, изображаются стены города Иерусалима и гора Голгофа с главой Адама с соответствующими буквами: ГА. У подножия креста располагаются еще четыре буквы: МЛ и РБ, что расшифровывается как выражение: «Место Лобное Рай Бысть». Еще ниже находятся две буквы ГГ, означающие гору Голгофу. Ниже адамовой головы встречается изображение некоего куста, который должен изображать то самое трехсоставное древо, из которого был изготовлен Животворящий Крест. Впоследствии техника медного литья позволила дополнить крест клеймами с изображениями праздничных сцен и икон. На обратной стороне крест, как правило, украшался цветочным или геометрическим орнаментом и текстами славословий кресту.
Крест киотный малый «Распятие Христово»
Россия. XIХ в.
Медный сплав, литье
20 х 10,5
На оборотной стороне от начала и до конца креста идет надпись в 54 строки включающая светилен Кресту: «Крест хранитель всей вселенней крест красота церковная крест царем держава крест верным утвержение крест ангелом слава крест бесом язва», а также выдержка из слова «в неделю мясопустную преподобнаго Палладия мниха… о втором пришествии христове, и о страшном суде, и о будущей муце и о умилении души» (Соборник, Лист 152): «Рече господь азъ же терпя ожидахъ покаяния вашего и обращения ко мне отъ золъ вашихъ зане прежде моего суда страшнаго многи показахъ вамъ пути ко спасению и образъ дахъ вамъ собою милуя вас добре васъ радивъ плоть облекохся васъ ради труждахся васъ ради алченъ быхъ желая вашего спасения всехъ ради связанъ быхъ отъ беззакникъ васъ ради поруганъ быхъ васъ ради заплеванъ быхъ васъ ради за ланиту ударенъ быхъ васъ ради на крестъ вознесенъ быхъ васъ ради гвоздия прияхъ в руку и ногу моею васъ ради тростию биенъ быхъ васъ ради оцта и желчи вкусихъ васъ ради копиемъ прободенъ быхъ въ ребра моя васъ ради смерть прияхъ васъ ради во гробъ положенъ быхъ васъ ради во адъ снидохъ и изведохъ вы оттуду отъ тмы на светъ и паки воскресохъ показуя вамъ воскресение отъ мертвыхъ и на небеса вознесохся и васъ ради послахъ духъ святыи въ миръ на апостолы моя и пославъ я проповедати царствие мое и дахъ духъ святыи в сердца ваша поставихъ вамъ братии велико обретения книжники и нарекохъ сынове».