К началу XX в. бытовое пьянство в России превзошло все разумные пределы, превратилось в подлинно социальное бедствие. Именно тогда во всеуслышание заговорили об алкоголизме как о специфической болезни. До 1863 года в торговле алкогольной продукцией существовала откупная система. Откупщик выплачивал казне определенную договором сумму, а далее сам устанавливал цены и объем продаж спиртсодержащей продукции. В таких условиях государство не в состоянии было контролировать ни количество, ни качество поставляемых на рынок напитков. Мздоимство в этой отрасли процветало пышнее, чем где-либо еще.
В 1853 году в газете «Московские губернские ведомости» была напечатана статья под названием «Окрестности Москвы. Сельцо Лыткарино». Сельцо в то время принадлежало графу Николаю Ивановичу Зотову. Неизвестный автор, побывавший в наших краях, в своей статье подметил, что лыткаринские мужчины «почти все отличаются трезвостью, которая также составляла один из главных предметов попечения [графа]».
Произвол откупщиков не раз служил поводом к «кабацким бунтам». В 1858 году случилась очередная бурная вспышка недовольства, которая на этот раз не ограничилась погромами кабаков, а приняла неожиданные формы: в разных концах страны почти одновременно стали появляться общества трезвости. Даже там, где таких обществ не возникло, народ, случалось, просто собирался на сходки и, потолковав между собой, отказывался от водки – кто вообще, кто на время. За несколько месяцев сотни, если не тысячи людей бросили пить «горькую». Вызвано это стихийное движение было, конечно, не тем, что крестьяне поголовно устыдились за свое пристрастие к «зеленому змию». Так они бойкотировали откупную систему.
1 января 1863 года правительство было вынуждено пойти на отмену откупной системы, так как казна несла убытки, а продавцы-откупщики были в панике. Откупную систему заменили акцизным сбором. Акциз собирался с объемов, с количества, с качества спирта, за торговлю. Казна от этого несказанно выиграла, особенно после того, как в мае 1885 года вышел закон «О раздробительной продаже напитков». До этого в кабаках розничная торговля не велась: там можно было пить либо чарками, либо покупать ведрами. Теперь же появились винные лавки, торгующие водкой в небольшой таре на вынос. Понадобилось, правда, еще несколько лет, чтобы стекольная промышленность наладила массовое бутылочное производство, одноразовая доза водки увеличилась с чарки до «чекушки», и пьянство во всей своей красе выплеснулось на улицы.
И вот новая реформа. С 1895 года уже сама власть совместно с духовенством и представителями сановной знати начала учреждать попечительства о народной трезвости. Эти организации получали частичное финансирование от государства и учреждались за полгода до введения в данной местности винной монополии. Они были призваны контролировать соблюдение правил торговли алкогольными напитками, заниматься нравственным и культурным просвещением народа, организацией его цивилизованного досуга.
Государство, конечно, не собиралось полностью искоренить пагубное пристрастие, и «пьяные» деньги должны были по-прежнему пополнять казну. Требовалось всего лишь ограничить пьянство некими «разумными» рамками – «привить русскому народу культуру потребления алкогольных напитков».
Для организации народного досуга было рекомендовано открывать чайные-читальни, библиотеки, создавать народные хоры, театральные труппы и прочие кружки. Чайные служили альтернативой кабакам, поэтому государство уделяло им повышенное внимание, даже поддерживало дотациями, требуя, чтобы владельцы не поднимали цены и содержали свои заведения на достойном уровне. К 1898 году в России было открыто более 1700 чайных, где посетителям, помимо дешевого чая и закуски, предлагали почитать журналы, газеты, книги, поиграть в настольные игры. Наибольшей популярностью пользовались в то время шашки.
Примерно в 1905 году общество трезвости появилось и в Лыткарино. Старожилы вспоминали, что оно было организовано по инициативе священника Иоанна Соболева, настоятеля храма святых апостолов Петра и Павла. Назначенный в 1905 году на приход молодой настоятель не ограничивался пастырскими обязанностями, а немало времени уделял просвещению своих прихожан, стремясь поднять культурный уровень крестьян, сделать их жизнь духовно богаче, разнообразнее, приобщить их к искусству.
Сохранилась фотография лыткаринских борцов за трезвость. В ее верхнем ряду изображены: сельский староста Павел Семенович Фуфурин; рабочий и крестьянин Яков Иванович Аборин; крестьянин Иван Иванович Кораблев; сапожник Александр Григорьевич Фуфурин; крестьянин Иван Ермолаевич Симонов. Нижний ряд (сидят): Николай Иванович Лабутин – владелец карьера по добыче кварцевого песка с 8-10 наемными рабочими; дьякон Николай Ключарев; священник Иван Иванович Соболев; церковный староста Архип Егорович Башилов; Василий Васильевич Курбесов, ставший церковным старостой после Башилова.
Общество собиралось в чайной Н.И. Фуфурина, где за чашкой чая зачитывались газеты, обсуждались правительственные новости и насущные сельские проблемы, велись задушевные беседы.
Сохранился проект устава Петропавловского отдела трезвости – такое наименование носило общество. Устав определял основные задачи отдела: «борьба с пьянством всеми доступными моральными средствами и содействие приходскому совету в деле духовно-нравственного отрезвления народа».
Общество трезвости в Лыткарино просуществовало 12 лет – до Октябрьской революции 1917 года.